Обновлённый Range Rover. Юбилей

Празднуем 40-летие Range Rover, гоняя в хвост и гриву по автобанам, горам и бездорожью модификацию с новым турбодизелем

Я знал, что когда-то окажусь на водительском сиденье праворульной машины. Даже гадал, где это произойдёт – в Приморье ли, на гоночном треке или в далёкой и загадочной Японии (а то и Австралии). Но я и представить себе не мог, что впервые это событие случится в Португалии, а управлять мне доведётся... внедорожником Range Rover 1985 года, да ещё и дизельным с механической коробкой передач!

Причём «Рэндж» был особенным – это машина «Bullet», установившая 27 рекордов скорости для дизельных автомобилей (конечно же, тех лет). И адаптации никакой не потребовалось – передачи спокойно переключаются и левой рукой, а сложности обгона компенсируются отсутствием такой необходимости. Ездили-то по грунтовым дорожкам меж виноградников! Потом я оседлал полицейский бронированный Range Rover второго поколения и дальше по нарастающей – пожарный трёхосный вариант, машину английской королевы с открытой задней платформой, было даже самоходное шасси без кузова! В общем, пылью мы надышались вдоволь. Но и эмоций – хоть отбавляй.


Этот «праздник непослушания» был посвящён лишь одной теме – 40-летнему юбилею легендарного Range Rover! Поэтому организаторы не поленились и достали из закромов заводского музея с десяток уникальных машин прошлых поколений. И это занятие настолько нас увлекло, что мы едва не позабыли – а, собственно, ради чего мы приехали в Португалию?


Повод был. Да, лёгкий рестайлинг Range Rover пережил ещё в прошлом году. Но, во-первых, для нас он всё равно в новинку (первые машины появятся у дилеров только в октябре), а, во-вторых, британский аристократ мог похвастать новым двигателем. И это тоже дизель, как и у первого опробованного мною «Рэнджа». Разве что руль оказался уже с привычной стороны.

Оказавшись внутри Range Rover 2011-го модельного года, торопишься оживить мотор лишь с одной целью – ради климат-контроля (в 36-градусную жару он актуален как никогда). А вот рвать с места в карьер не хотелось. Почему? Да потому что внутри очень уютно. Куда ехать? Подождите! Прекрасные материалы отделки, успокаивающая архитектура интерьера и главное – огромная разница с Range Rover образца 2002 года. Такая машина среди «исторических» тоже была. Так вот, внутри там всё намного проще, хотя формально она относится к тому же поколению Range Rover, но в 2006-м салон был серьёзно обновлён.

Упоминать о стандартном отсутствии дизельных вибраций и шумов даже как-то глупо – в машинах такого уровня это аксиома. А что в движении? Поворачиваю круглую шайбу селектора «автомата» (привет Ягуару!) и ударом педали газа в пол пытаюсь разбудить все 313 «лошадок» и 700 Н∙м крутящего момента, которые прячутся где-то внутри нового TDV8. Почти трёхтонная туша срывается с места и... нет, не впечатывает затылки в подголовники кресел, обтянутых роскошной перфорированной кожей. Но оторваться от спинки пассажиру тяжело – разгон очень напористый.

А какой звук! Грубый рокот восьми цилиндров заставляет выключить 15-канальную 1200-ваттную аудиосистему Harman Kardon Logic 7 с 19 динамиками и даже открыть окно, чтобы насладиться «голосом» большого мотора. Сразу вспоминается марафон «24 часа Ле-Мана» – там в полной мере услышать дизельные прототипы Peugeot и Audi можно только на стартовой прямой, когда звук отражается от двух огромных трибун. А здесь наслаждаешься на каждом разгоне.

Динамика и впрямь хороша. Шутка ли, инженерам удалось «снять» почти полторы секунды со стандартного спринта до «сотни». Если прежний 272-сильный дизель объёмом 3,6 литра в сочетании с шестидиапазонным «автоматом» заставлял Range Rover тащиться в одном ряду с малолитражками (9,2 с до 100 км/ч), то новый приводит возможности в соответствии со статусом – разгон сокращается до 7,8 с. И не в последнюю очередь благодаря восьмиступенчатой коробке. Работает она так, что в ручном режиме нет никакой необходимости. Да и в спортивном тоже!

На шоссе запаса тяги хватает для обгонов даже на высших передачах, а за счёт восьмой ступени двигатель экономит немало топлива на «автобанных» скоростях. Правда, после 150 км/ч темп разгона ощутимо снижается. Аэродинамику не обманешь – с коэффициентом Cx, равным 0,38, рассекать воздух «Рэнджу» трудно.

Да и не нужно этого. Активировал круиз-контроль на крейсерских «130» и сиди общайся с пассажирами. Внутри очень тихо, лишь ветер посвистывает где-то в районе передних стоек. Пневмоподвеска позволяет забыть о покрытии. И кажется, что ничего не может вывести Range Rover и его обитателей из этого внутреннего равновесия. Но есть всё же места, в которых он чувствует себя не в своей тарелке. Серпантины!

Соревноваться на горных дорожках с каким-нибудь аборигеном – гиблое дело. И пусть у него старый Opel Corsa с мотором, который едва превосходит по мощности кондиционер «Рэнджа» – здесь это не имеет никакого значения. А вот высокий кузов и огромная масса подводят Range Rover и заставляют сбрасывать скорость – крены слишком высоки. Да и на «штурвале» – полный «штиль». Какая обратная связь, какие острые реакции? Нет уж, лучше не нарываться на праведный гнев пассажиров, вспоминающих, что они ели на завтрак, а пристроиться за фермером на пикапе и обозревать красивейшие пейзажи.

Но самое сильное впечатление произвёл не разгон с места, не шоссе и даже не попытки угнаться за кем-то на серпантине. Шокировал внедорожный участок! Стоило свернуть с дороги, как мы тут же упёрлись в очень узкий спуск, ограниченный по краям кладкой из булыжника. Да ещё и с поворотом. Сюда? На Range Rover? Да вы с ума сошли! Но встретивший нас инструктор был неумолим.


«Активируйте понижающий ряд, переведите селектор Terrain Response в режим «камни», включите камеры кругового обзора и сложите зеркала!». Он не шутит. А я тем временем судорожно прикидываю стоимость Range Rover в топовом исполнении Autobiography (это, кстати, без малого пять миллионов рублей). Как там говорится: «Глаза боятся, а руки делают?». Вот именно так, потихоньку, с подсказками «суфлёра» и едва не почесав блестящие борта о стены, мы преодолели эти несколько десятков метров спуска. Фух, протиснулись...

И это были ещё цветочки. Детская песочница для суровых парней из Land Rover. Всю серьёзность мы осознали, только приехав на участок со странно вырытыми ямами. Заезжаешь и тут же получаешь диагональное вывешивание. Зачем? Чтобы проще было переобуть колёса! Гениальное решение и никаких домкратов. Пара минут – и вместо шоссейных шин на Range Rover появляются «зубастики» для настоящего «офф-роада». Что ж, похоже, в компании уже мысленно попрощались с машинами.


Пожалуй, так я не нервничал даже за рулём Audi R8 V10 на треке в Мячково или в дождь на Северной петле Нюрбургринга. На трассе можно вылететь в зону безопасности без ущерба для машины, а здесь тебя отправляют в горную реку, где вода едва не захлёстывает капот, а затем на каменистый подъём. Загнали нас даже на холм, куда пешком-то едва заберёшься, а спуститься, кажется, и вовсе невозможно. И никакие фотографии не способны передать этого безумия.


Но быстро понимаешь, что от водителя не требуется абсолютно ничего (кроме, конечно, способности адекватно оценить обстановку). Главное – вовремя задействовать весь нешуточный внедорожный арсенал Range Rover. Увеличить клиренс, выбрать нужный режим работы Terrain Response и не забыть про понижающий ряд... всё! Дальше остаётся только давить на правую педаль и поворачивать руль. Даже на спуске автоматически задействуется система контроля. Всё очень легко. Сидишь и смотришь на красивую картинку на дисплее, заменяющем «приборку», а машина всё делает сама.

Конечно, нас не загоняли в губительные для тяжёлого внедорожника рыхлые грунты или болотистую травянистую местность. Там любая ошибка даже на соответствующих шинах быстро обернётся поисками трактора. Но даже предоставленный маршрут позволил убедиться – Range Rover, в отличие от большинства люксовых конкурентов, действительно может передвигаться вне асфальта.


После волнующего действа нас снова переобули в дорожные шины, и мы, как ни в чём не бывало покатили дальше. Серпантины, автобан, убаюкивающий комфорт. Удивительно, но британцам на протяжении сорока лет удаётся чётко следовать выбранной позиции. Как появился Range Rover? В компании просто решили добавить лоска их утилитарным «проходимцам», не жертвуя внедорожными характеристиками. И они следуют традициям до сих пор.


Правда, есть и определённые опасения. Range Rover поколение за поколением становится всё шикарнее и дороже – гонять его по бездорожью становится попросту жалко. Да и большинство покупателей Range Rover предпочитает гольф- и яхт-клубы безрассудным покатушкам по полям. Пусть в модельном ряду уже есть версия Sport, ориентированная и на асфальт, но не пойдут ли англичане (или индийцы?) вслед за конкурентами, которые всё чаще отказываются от невостребованного внедорожного «арсенала» в пользу снижения веса и удешевления производства? Как мы отметим 50-летний юбилей «Рэнджа» – сидя на батареях гибридной силовой установки и экономя литры топлива на гладком автобане или в весёлой обстановке пыльных виноградников и дремучего бездорожья? Вопрос пока открыт...

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Land Rover