Уважаемые пользователи! С 20 декабря Форум Авто закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Многие задумываются какой АКБ выбрать?
Что будет, если поставить аккумулятор большей емкости?
О заряде АКБ
Хоть
у нас это и ОФФ, но постоянно ведь обсуждается. Только что читал. Еще
на этой странице. Поэтому хотелось бы уже в который раз написать об
аккумуляторах. Когда-то у себя в конторе на внутреннем сайте я писал это
так:
Постоянно встречается такое мнение, что если на машину
положен по мануалу аккумулятор на 63А*ч, то если поставить 55А*ч то он
закипит, а если 90А.ч то недозарядится. В обоих случаях предполагается,
что он выйдет из строя за короткое время.
К нашей радости это не так.
Давайте
поразмышляем. Сеть бортового электропитания автомобиля при работающем
двигателе представляет собой устройство, именуемое в радиоэлектронике
как "генератор напряжения" (с некоторой натяжкой это так). Т.е.
независимо от потребляемого оборудованием тока, он поддерживает
стабильное напряжение в сети. Тогда мы утверждаем, что напряжение,
подводимое к аккумулятору всегда постоянно (вроде бы 13.8-14.2 вольта). А
по закону Ома (его в школе проходят, некоторые мимо) ток в цепи
определяется отношением напряжения к сопротивлению цепи.
Напряжением
в нашем случае является разность /напряжение бортсети минус напряжение
АКБ/. Сопротивление АКБ — величина почти постоянная. Т.е. ток заряда
определяется собственным напряжением АКБ.
Теперь наконец-то запускаем
двигатель. При пуске АКБ теряет некоторое количество энергии и
напряжение на её клеммах понижается. Возрастает вышеуказанная разница
напряжений и возрастает зарядный ток. Но надо понять, что ток который
берет в себя АКБ определяется состоянием её самой, а не бортсети авто.
Немного
о значениях токов. Когда-то проводил замеры тока заряда еще на
ВАЗ-2106. Так вот, в первые 0-15 с после пуска ток в АКБ поднимался до
5-10 ампер, затем в течение пары минут опускался до значения 0.5 ампера.
На двигателе, работающем уже час-два этот ток составлял 0.1-0.4 ампера.
Видимо это некий ток утечки при заряде, что кстати говорит о том, что
АКБ имеет не 100% КПД. Хотя той АКБ было около 3 лет, плюс она была
отечественная. Но главное здесь понять, что средний ток заряда не
выходит за рамки 1-2 ампера.
Теперь о генераторах. Значение тока на
них говорит только о максимальном токе, который они могут дать. Не это
не значит, что они дают его всегда. Всегда они дают тот ток, который
требуют потребители.
И ТЕПЕРЬ ВЫВОДЫ: В случае, когда АКБ "просит"
от генератора 1-2 ампера, их одинаково хорошо дадут и генератор на 35А и
генератор на 200А. Поэтому если хотите, ставьте любой АКБ на любую
машину. Все зарядится. Главное, чтобы напряжение АКБ и бортсети было бы
одинаково.
Хотя справедливости ради скажу, что можно подобрать такую
пару авто-АКБ, при которой АКБ недозарядится. Эта такая пара, у которой
средний зарядный ток АКБ будет больше максимального тока генератора. Но к
нам это не относится, т.к. я показал вам, что средний ток заряда АКБ в
разы меньше тока даже одной лампы ближнего света фары. Так что АКБ
недозарядится только на авто, генератор которого не потянет и одной
фары. Или по другому, АКБ- это настолько малый потребитель в
автомобильной электрике, меньше наверное только часы в приборке .
А теперь смешные ненаучные доказательства. Предположим, что факт перезаряда-недозаряда имеет место быть. Тогда:
1.
Представим забор в поле. С одной стороны забора стоят огромный ЗИЛ
(грузовик) и маленькая ОКА. В забора просверлены 2 пары отверстий и в
них просунуты две пары проводов. Одна пара идет от бортсети грузовика,
вторая от бортсети ОКИ. Двигатели обоих авто работают и крутят свои
генераторы. Находясь на другой стороне забора мы не видим, откуда какая
пара, но тестером видим на каждой паре 13.8 вольт. Подключаем к каждой
паре по одинаковому аккумулятору, рассчитанному на ОКУ. Вот если мы
утверждаем, что то который подключен к грузовику перезарядится, то как
этот аккумулятор "определит", что он подключен именно к грузовику? Ведь в
обоих случаях будет одинаковое напряжение и одинаковый ток заряда.
Смешно, не правда?
2. Разовьем ситуацию до абсурда. Имеем два города.
Один питается электростанцией мощностью 1 ГВт, а другой 1000 ГВт. В
одном городе Маша втыкает дома в розетку утюг а в другом свой утюг
включает Коля. Вопрос: у кого из них утюг сгорит сразу? Наверное у Коли,
у него ведь электростанция в 1000 раз мощнее! Стало вам еще смешнее?
Таким
образом мы доказали, что ток потребителя определяется самим
потребителем при постоянстве питающего напряжения и не зависит от
генератора.
Так что при выборе АКБ есть простое правило — емкость
АКБ может быть любой при условии, что она обеспечивает необходимый
пусковой ток стартеру. Но не меньше. Больше? Да пожалуйста, только
остановитесь вовремя, а то АКБ в багажник не влезет .
Кстати там где холодно, иметь смысл поставить АКБ как раз помощнее,
т.к. известно, что с понижением температуры реальная емкость АКБ
уменьшается.
Ещё про баланс ёмкость аккумулятора/ток генератора.
Вопрос:
"Я ставлю на Жигули аккумулятор 120 Ач вместо 55 и он будет
подзаряжаться до своих 120? Это подзарядка, а не зарядка. Это
ограничение по току."
Так как вопрос задаётся весьма часто, я счёл
нужным вынести ЭТО в заголовок этой конфы. Так вот, ответ: Это
типичнейшее заблуждение в этом сезоне (как буковки ZZZ — оцинковка
кузова на VW).
Дело в том, что налицо непонимание процессов разрядки/зарядки аккумуляторов. По порядку.
При заводке мотора тратится некоторая энергия. Практически одинаковая, независимо от ёмкости аккумулятора.
Например,
0,5 ампер-часа (меньше реально). Стартёр "абсолютно не в курсе",
сколько там в аккумуляторе всего ампер-часов — его "интересует" лишь то,
что надо ему. Ну это как "всё равно, 3 метра глубина или 3 километра —
тонУть одинаково".
Мотор завёлся, заработал генератор. Так вот, для
генератора тоже глубоко фиолетово, сколько там ампер-часов в
аккумуляторе — его "интересует" только НАПРЯЖЕНИЕ в бортовой сети. И
отклонение вниз напряжения аккумулятора относительно "привычного
генератору". И аккумулятор начинает "кушать" энергию. И кушает он не
непонятно сколько, а ровно столько(к.п.д. аккумулятора почти 100%),
сколько потерял при старте мотора. Т.е. те же 0,5 ампер-часа. И кушает
он такими темпами, как позволяет баланс мощностей приход/расход
электроэнергии.
Можно представить такую аналогию.
Имеется 2 ведра с водой — 10 литров и 5 литров.
Хозяйке требуется иногда литр — потом она доливает. Так какая разница — сколько всего воды в ведре?
Хозяйку
интересует УРОВЕНЬ воды? (напряжение аккумулятора) Тогда уровень воды
при отливе одного литра уменьшится не в зависимости от количества её, а
от ДИАМЕТРА ВЕДРА (стартовый ток аккумулятора)!А вот его можно сделать
разным! Можно иметь широкое неглубокое ведро(большой разрядный ток при
малой ёмкости), а можно узкое и высокое(ёмкость большая, а ток невелик —
это аккумуляторы 60Ач 180А, кстати). И большая ёмкость реальных
аккумуляторов (на порядок больше требуемой) нужна в основном для того,
чтобы был больше стартовый ток. Ведро можно сделать любой формы, а вот
аккумулятор — нельзя делать "широким и неглубоким" — характеристики эти
реально сильно связаны и достигнуть "ширины" можно, только сделав и
"глубину".
КомментарииКомментарииПока ни одного комментария, будьте первым!
16
ДЖИН
не всё так просто, Олег, не зря взяты именно эти цифры мощностей генераторов и ампер-часов АКБ, которые мы имеем на сегодняшний день.
И мощность генератора и ёмкость АКБ - согласовываются.
не всё так просто, Олег, не зря взяты именно эти цифры мощностей генераторов и ампер-часов АКБ, которые мы имеем на сегодняшний день.
И мощность генератора и ёмкость АКБ - согласовываются.
Мощность генератора согласовывается с потребителями имеющимися на автомобиле ,для зарядки АКБ не требуется большой мощности .Конечно не стоит ставить на легковой автомобиль АКБ мощностью в 100Амп. ,для этого нет необходимости,а вот если стоит выбор между 55Амп. и 63Амп то можно смело брать более мощный АКБ если вы живёте в холодных районах нашей необъятной страны,так как для пуска в мороз желательно иметь АКБ большей ёмкости.Ну а в СОЧАХ вам и 45АМп.хвытит.
Мощность генератора согласовывается с потребителями имеющимися на автомобиле ,для зарядки АКБ не требуется большой мощности .Конечно не стоит ставить на легковой автомобиль АКБ мощностью в 100Амп. ,для этого нет необходимости,а вот если стоит выбор между 55Амп. и 63Амп то можно смело брать более мощный АКБ если вы живёте в холодных районах нашей необъятной страны,так как для пуска в мороз желательно иметь АКБ большей ёмкости.Ну а в СОЧАХ вам и 45АМп.хвытит.
От того что машину будут заводить с толкача ни чего не произпойдёт.Исходя из вашей логики если при разряженном АКБ пытаться заводить машину то при прокрутке стартером напруга опускается ещё ниже и интегралки бы на всех машинах летели.
От того что машину будут заводить с толкача ни чего не произпойдёт.Исходя из вашей логики если при разряженном АКБ пытаться заводить машину то при прокрутке стартером напруга опускается ещё ниже и интегралки бы на всех машинах летели.
Генераторы переменного тока обладают свойством самоограничения тока из-за искажения поля на высоких оборотах [т.е., когда генератор и отдаёт полный ток]. При "перегрузке" генератора ничего не будет - он просто не может отдать ток больший, чем рассчитанный [что и наблюдается, когда на обычный штатный генератор "аудиофилы" навешивают пяток усилителей, парочку активных сабвуферов + светомузыку в салон и под днище].
От того что машину будут заводить с толкача ни чего не произпойдёт.Исходя из вашей логики если при разряженном АКБ пытаться заводить машину то при прокрутке стартером напруга опускается ещё ниже и интегралки бы на всех машинах летели.
нет. вы не поняли.
припрокрутке стартером генератор ничего не вырабатывает (просто не может) , но
после запуска двигателя АКБ берет очень большой ток (проверял!) и интегралки не выдерживают
особо относится к нашему автопрому
нет. вы не поняли.
припрокрутке стартером генератор ничего не вырабатывает (просто не может) , но
после запуска двигателя АКБ берет очень большой ток (проверял!) и интегралки не выдерживают
особо относится к нашему автопрому
А причём здесь АКБ?Если он совсем разряжен то с толкача не заведётся а если завелась значит он был не совсем мёртвый ,да и нагрузка ложится на диоды а не интегралку.
Мощность генератора согласовывается с потребителями имеющимися на автомобиле ,для зарядки АКБ не требуется большой мощности .Конечно не стоит ставить на легковой автомобиль АКБ мощностью в 100Амп. ,для этого нет необходимости,а вот если стоит выбор между 55Амп. и 63Амп то можно смело брать более мощный АКБ если вы живёте в холодных районах нашей необъятной страны,так как для пуска в мороз желательно иметь АКБ большей ёмкости.Ну а в СОЧАХ вам и 45АМп.хвытит.
В годы всеобщего дефицита подарили мне АКБ большой емкости, стартерную, но не автомобильную. Новенькую, с двумя ручками, еле пристроил под капотом, выходила намного за пределы площадки. Какое-то время ездил без проблем, Но потом снял крышку, заглянул, а пластины почти торчат, плотность упала. И в самый неподходящий момент. Уехал с такой АКБ, а по прибытию поставил на зарядку. И потом периодически этот процесс приходилось повторять, чтобы дозарядить батарею, Наконец, появились АКБ на 60 автомильныя, купил. И всё, пробела подзарятки с помощью ЗУ исчезла.
В годы всеобщего дефицита подарили мне АКБ большой емкости, стартерную, но не автомобильную. Новенькую, с двумя ручками, еле пристроил под капотом, выходила намного за пределы площадки. Какое-то время ездил без проблем, Но потом снял крышку, заглянул, а пластины почти торчат, плотность упала. И в самый неподходящий момент. Уехал с такой АКБ, а по прибытию поставил на зарядку. И потом периодически этот процесс приходилось повторять, чтобы дозарядить батарею, Наконец, появились АКБ на 60 автомильныя, купил. И всё, пробела подзарятки с помощью ЗУ исчезла.
Батарея нормальная. Свинцовая, кислотная. Но мотался с ней по городу. Когда выезжал на трассу, проблема не возникала. Просто в условиях города не хватала времени на нормальную зарядку.
Батарея нормальная. Свинцовая, кислотная. Но мотался с ней по городу. Когда выезжал на трассу, проблема не возникала. Просто в условиях города не хватала времени на нормальную зарядку.
В принципе, да. Сейчас у меня на машине две АКБ (вторую ставлю на зиму). Первая штатно, втора в зимнее время подключается автоматически при старте и сразу же с запуском двигателя отключается. Схема подключения очень простая, релейная. Вторая, конечно, постепенно разряжается. Меняю назначение переключателем вручную. Автоматику придумал, но овчинка не стоит выделки.
В моей голове информация такая-При большой емкости аккумулятора и при большой нагрузке на стартер-он-т,е стартер сгорит,что не произоцдет при штатном АКБ.Это в книжках по эксплуатации написано.
Не надо доказывать мне теорию-просто поделился что знал.
В моей голове информация такая-При большой емкости аккумулятора и при большой нагрузке на стартер-он-т,е стартер сгорит,что не произоцдет при штатном АКБ.Это в книжках по эксплуатации написано.
Не надо доказывать мне теорию-просто поделился что знал.
Сгорит от нерасчётного времени протекания тока, т.к. стартер - это электромашина ограниченного времени применения [хотя, при других условиях, работает долго - как пример, детские педальные "Москвичи", на которые умельцы ставили аккумулятор и стартер в качестве движка].
И мощность генератора и ёмкость АКБ - согласовываются.
И мощность генератора и ёмкость АКБ - согласовываются.
только тут есть одно но!
более мощный АКБ при запуске движка с толкача (АКБ посажен) есть большой риск спалить регулятор напряжения
только тут есть одно но!
более мощный АКБ при запуске движка с толкача (АКБ посажен) есть большой риск спалить регулятор напряжения
попробуйте перегрузить генератор ...
попробуйте перегрузить генератор ...
припрокрутке стартером генератор ничего не вырабатывает (просто не может) , но
после запуска двигателя АКБ берет очень большой ток (проверял!) и интегралки не выдерживают
особо относится к нашему автопрому
припрокрутке стартером генератор ничего не вырабатывает (просто не может) , но
после запуска двигателя АКБ берет очень большой ток (проверял!) и интегралки не выдерживают
особо относится к нашему автопрому
Не надо доказывать мне теорию-просто поделился что знал.
Не надо доказывать мне теорию-просто поделился что знал.