Балансировка колес автомобиля

Впереди сезон сезонной смены шин. В это время автовладельцам зачастую приходится проводить балансировку колес. Рассказываем, на что обратить внимание
Зачем нужна
Когда нужно делать
Как делают
Цены
Вопросы и ответы
Зачем нужна
Когда нужно делать
Как делают
Цены
Вопросы и ответы
Ещё

Балансировка — это процедура, в ходе которой центр масс колеса совмещается с осью вращения. Балансировку проводят, чтобы исключить биение на руле и вибрации кузова при движении.

Даже у ведущих производителей автомобильные диски и шины не бывают идеально круглыми. Покрышки к тому же имеют неоднородную структуру, и их масса распределяется неравномерно по ободу колеса. Наконец, имеют место дефекты, возникшие в процессе эксплуатации. Большинство таких огрехов можно устранить или свести к минимуму балансировкой колес, которую проводят на шиномонтажах и в автосервисах.

Балансировка колес шиномонтаж
Источник: legion-media.ru

Зачем нужна балансировка колес автомобиля

Чтобы лучше понять, что такое дисбаланс вращающихся деталей, имеет смысл взглянуть, как работает стиральная машина, в которой белье распределилось по барабану неравномерно. В режиме отжима, когда барабанный механизм раскручивается до высоких скоростей, «стиралка» нередко начинает вибрировать, а то и вовсе елозить по полу, и это несмотря на то, что барабан, как правило, подвешен на пружинах и амортизаторах.

Что-то похожее происходит с автомобилем, если ездить с неотбалансированными колесами. Возможны потеря курсовой устойчивости, проблемы со стабилизацией машины после резких маневров, ускоренный износ деталей подвески, подшипников, элементов рулевого управления и протектора шин, ослабевание креплений патрубков системы охлаждения мотора.

Как делают балансировку колес автомобиля
Источник: legion-media.ru

Таким образом, через несколько месяцев езды с несбалансированными колесами могут выйти из строя какие-то узлы, не говоря уже о потрескавшихся резинометаллических шарнирах в подвеске.

Наконец, неизбежен ездовой дискомфорт, который испытывают водитель и пассажиры, в особенности с ростом скорости.

Когда нужно делать балансировку колес

Балансировка необходима через каждые 15 000 км пробега и после каждого монтажа шин на диски. Разумным решением является балансировка при сезонной смене резины. Если же вы пользуетесь «всесезонной» резиной, проводить такую процедуру рекомендуется не реже раза в год.

Поводом отправиться в шиномонтаж должно стать биение руля или даже просто продолжительная езда по разбитым дорогам, пробои подвески и попадания колес в глубокие ямы на скорости.

Шиномонтаж балансировка
Источник: legion-media.ru

В случае с зимней резиной балансировка показана, если вы заметили, что шина лишилась значительной части шипов. Наконец, балансировать колеса необходимо после значительного ДТП, когда пострадала кузовная геометрия, причем в этом случае балансировку следует делать одновременно со «сход-развалом» — регулировкой углов установки колес автомобиля.

В то же время, не всякое биение руля и проблемы с управляемостью требуют непременного визита в шиномонтаж. Нужно исключить случаи банального загрязнения колес, когда, например, после езды по бездорожью или снегу на внутренних поверхностях дисков образовалась наледь или налипла грязь. Да и вообще — следует взять за правило отправляться в сервис лишь после тщательной промывки кузова, днища и в особенности — дисков и протектора шин. Из последнего также необходимо будет удалить камни и прочий сор, о чем, разумеется, знают в хороших шиномонтажах.

Как делают балансировку колес автомобиля

Колеса балансируют на специальном стенде в мастерской шиномонтажа. Это делается с помощью грузиков массой от 5 до 100 граммов.

Стенд балансировки колес автомобиля
Источник: legion-media.ru

Аппарат раскручивает колесо и автоматически подбирает вес и место расположения компенсирующих грузиков как с внешней, так и с внутренней стороны диска. Мастера приклеивают их к легкосплавным дискам и закрепляют на ободе диска в местах прилегания покрышки на «штамповке».

Когда балансировка колеса выполнена, его повторно проверяют на станке. Операция будет считаться успешной, если прибор выдаст нулевые показания.

Набор компенсирующих грузиков
Источник: legion-media.ru

Однако в некоторых случаях отбалансировать колесо не удается. Как правило, такое происходит, если шина или диск оказываются бракованными или поврежденными. В некоторых случаях шиномонтажники могут провести оперативный ремонт или подгонку. Штампованные диски прокатают на гидравлическом станке, чтобы восстановить их форму. Литые и кованые диски не только прокатывают, но и вытягивают гидравлическим прессом с роликовыми профилями. А не слишком серьезные повреждения дисков (трещины и сколы) устраняются с помощью аргонной сварки.

Цены на услугу балансировки колес автомобиля в автосервисах

Обычно процедура балансировки занимает не более 20−25 минут и проводится в комплексе с сезонной заменой шин. Если сезонные шины у вас уже установлены на второй комплект дисков, то время снижается до 15 минут. Стоимость услуги зависит от посадочного диаметра покрышки. Например, в Москве комплекс (монтаж — демонтаж — балансировка) для четырех колес с шинами R16 обойдется в среднем в 2 тысячи рублей.

ГородДиаметрЦена за колесоДиаметрЦена за колесоДиаметрЦена за колесо
Москва13180 рублей16250 рублей18440 рублей
Санкт-Петербург13295 рублей16315 рублей18360 рублей
Уфа13200 рублей16240 рублей18280 рублей
Ростов-на-Дону13130 рублей16180 рублей18230 рублей
Новосибирск13110 рублей16150 рублей18200 рублей
Казань13180 рублей16200 рублей18250 рублей
Нижний Новгород13220 рублей16240 рублей18290 рублей
Самара13145 рублей16185 рублей18220 рублей

Совет эксперта

Специалисты сервиса ТМСCLUB советуют автомобилистам «проводить балансировку колес при каждой смене резины или колес, а еще периодически проверять давление в шинах самостоятельно или доверить это сервису». Кроме того, отправиться в шиномонтаж стоит, если на руле появились вибрации. Причин может быть несколько — установить их могут только специалисты с применением профессионального оборудования. При выборе шиномонтажа стоит ориентироваться на советы знакомых, оценки в интернете. Также при посещении мастерской стоит обратить внимание на чистоту, наличие необходимого оборудования и квалификацию работников.

Вопросы и ответы

Отвечаем на самые частые вопросы автомобилистов о балансировке колес.

Что будет с автомобилем, если не делать балансировку колес?

Специалисты сервиса ТМСCLUB: «Если на автомобиле не делать вовремя балансировку колес, то, во-первых, появится дискомфорт при эксплуатации автомобиля, во-вторых, ускорится износ резины, в-третьих, вибрация от колес приведет к выходу из строя элементов подвески».

Как узнать, какие колеса разбалансированы?

Легкую разбалансировку колес можно почувствовать уже на скорости 80 км/ч. Если же дисбаланс сильный, он проявит себя вибрациями и тряской примерно на 40 км/ч и даже меньше.

Вибрации колеса при 20 км/ч указывают на вероятное повреждение покрышки или нарушение геометрии колесного диска. Индикаторами возникшей проблемы станут биение и толчки рулевого колеса и педалей, а также дребезжание салонных панелей и содержимого багажного отсека. Не исключены даже уводы автомобиля с курса.

Если разбалансированы передние колеса, вибрации будут особенно заметны на рулевом колесе и педальном узле. Если же разбалансированы задние колеса, машину будет уводить в сторону при поворотах и разворотах.

Если разбалансированы передние колеса, вибрации будут особенно заметны на рулевом колесе и педальном узле
Источник: legion-media / Tomasz Zajda

Как балансировка колес автомобиля влияет на езду?

Специалисты сервиса ТМСCLUB: «Если не проводить балансировку колес, то в скором времени можно заметить дискомфорт при езде на скоростях выше 60 км/ч. На больших скоростях вибрация может привести к аварийной ситуации, так как водитель может не удержать автомобиль на нужной траектории».

Есть ли отличия в балансировке колес автомобиля на летний и зимний периоды?

Отличий в балансировке зимней или летней резины нет. В обоих случаях процедура проводится одинаково.

Что такое финишная балансировка колес автомобиля?

В некоторых шиномонтажах, шинных центрах и автосервисах предлагается услуга так называемой финишной балансировки, которая проводится после штатной балансировки колес уже непосредственно на автомобиле. Иными словами, колеса подвергаются балансировке с учетом работы ступиц, полуосей и тормозных дисков. При этом максимально допустимый вес груза для корректировки дисбаланса составляет всего 15 граммов.

Для проведения финишной балансировки транспортное средство устанавливают на опоры со встроенными датчиками вибрации. Также на колесо дополнительно крепят рефлекторную полоску, чтобы отражать излучение блока. Затем колеса раскручиваются специальным аппаратом. При скорости 100−110 км/час датчик вибрации в течение 10 секунд считывает данные, после чего осуществляется собственно процесс финишной балансировки — дополнительная подстройка системы колесо-автомобиль. Речь идет об установке грузиков-противовесов на колеса теперь уже с учетом вращающихся деталей.

Оборудования для балансировки колес автомобиля
Источник: legion-media.ru

Когда вибрации не связаны с разбалансировкой колес?

Дисбаланс колеса может возникнуть после его неправильной установки. Например, неопытные автомобилисты навешивает вместо проколотого колеса запаску и опускают машину домкратом, не затянув болты. В результате колесо под нагрузкой смещается относительно ступицы вверх, а после закручивания болтов колесо уже не может корректно сцентрироваться и будет вращаться с дисбалансом.

Другие неявные причины возникновения дисбаланса — износ покрышек, повреждение колесного диска и неправильная ориентация шины с ассиметричным дизайном при установке на диск (установщики могут перепутать внешнюю и внутреннюю стороны покрышки).

В то же время, биение колеса при торможении чаще связано с деформацией тормозных дисков, суппортов колес или тормозных барабанов, а также заклиниванием цилиндров, нарушениями работы ABS или распределителя тормозных усилий.

Тряску и биение на руле в автомобиле могут провоцировать:

  • Изменение кузовной геометрии (чаще всего, после ДТП),
  • Износ элементов подвески,
  • Неравномерность размещения тяжелых грузов в кузове или багажнике,
  • Коррозия на внутренней стороне диска, создающая неровности при прилегании колеса к ступице,
  • Неравномерный износ протектора,
  • Разная степень износа резины на осях,
  • Падение давления покрышки,
  • Неправильная установка на шиномонтаже.
Александр Потапов