Про этот проект мы узнали от Военно-Технического Общества — межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники. У членов Военно-Технического общества есть такие интересные и редкие экземпляры, как БРДМ-1, ГАЗ-67, ЗИЛ-49061 «Синяя птица», ГАЗ-69А, ГАЗ-39371 и другие.
А история автомобиля Урал-4320, кардинально доработанного в компании «Б-Армс», нас так впечатлила, что мы сразу же поехали в боксы, где его строили, чтобы узнать все подробности и рассказать вам.
Урал-4320 был куплен для выездов на природу, путешествий и приключений. Автомобиль был не новым, а потому сразу после покупки его переправили на завод в Челябинскую область для восстановления.
Казалось бы, это самое верное решение, но, прибыв после проведенной реставрации к владельцу, машина проехала буквально 40 километров, и у нее сломался двигатель. Двигатель сняли и отправили на завод, но в ремонте по гарантии было отказано. Тогда и было решено переделать автомобиль полностью. Хотелось сделать «Урал» максимально комфортным для туристических поездок и вылазок в лес.
Машина была полностью разобрана: снята кабина, кузов, навесное оборудование. Рама была отпескоструена и обработана специальным защитным цинкосодержащим покрытием, а затем покрашена.
Родной дизельный двигатель ЯМЗ-236 был заменен на 6-цилиндровый рядный дизель Caterpillar С15 от американского тягача Freightliner. Коробка передач взята от него же — механическая 10-ступенчатая Eaton Fuller Roadranger (родная была 5-ступенчатая). При этом Caterpillar С15 не стоковый, а доработанный: со спортивным распредвалом, большой турбиной и увеличенным давлением наддува. Расчетная мощность — 600 л.с.!
А поскольку мощность, по сравнению с заводским вариантом, повысилась, было принято решение о том, что родную раздаточную коробку необходимо заменить на более мощную. Выбрали вариант от ZF — она рассчитана на большие крутящие моменты, позволяет отключить передний мост, что снижает расход топлива и уровень шума (получается задний привод), а также подсоединить к ней гидравлические насосы для лебедок (через вал отбора мощности). На обоих мостах есть блокировка межколесного дифференциала.
Установка Caterpillar С15 под капот Урал-4320 — задача непростая. Для этого пришлось спроектировать и изготовить новые опоры и кронштейны двигателя, спроектировать с нуля и сварить новую выхлопную систему.
А еще этот двигатель достаточно высокий, и, чтобы он уместился под капот, а заодно и для комфорта пассажиров, пришлось поднимать выше кабину. В общей сложности кабина стала примерно на 25 сантиметров выше, чем на заводском 4320. Пришлось переделать и корпус воздушного фильтра.
Итак, под капот уместился новый двигатель, КАМАЗовский интеркулер (переваренный) и на этом все. Систему охлаждения двигателя (два доработанных радиатора от КАМАЗа) и радиатор кондиционера, которому тоже не хватило места, пришлось перенести назад, за кабину. Там же разместили гидравлическую систему привода лебедок. Обновленная система охлаждения рассчитана на 120 литров антифриза, — на случай путешествий в жаркой местности и тяжелого бездорожья.
Топливный бак из нержавейки тоже самодельный — на 500 литров. Он расположен под кузовом, а заправка может происходить с двух сторон. Расход топлива у «Урала» составляет примерно 25−30 литров на 100 км. Плюс есть дополнительный бак почти на тонну литров, причем с системой раздачи топлива. То есть «Урал» может приехать и заправить кого-то, кому нужна помощь.
Установлен предпусковой обогрев двигателя и дополнительный обогрев салона во время стоянки. Тормоза полностью переделаны, они теперь пневматические (а не пневмогидравлические, как на 4320). Подвеска осталась родная. А шины КАМА заменили на Continental, потому что они жутко вибрировали.
Теперь расскажем о кабине. Начнем с того, что изначально двойной кабины и вовсе не бывает. С завода все «Уралы» идут с одинарной, а двойную делают уже на каких-то дочерних предприятиях. Так вот у этого экземпляра кабина была сварена и слеплена ну очень плохо, так что переделали ее полностью.
Она увеличена в высоту (крыша поднята на 15 см — для комфорта, чтобы не биться головой об потолок) и в длину (заднюю стенку отодвинули на 20 см), изготовлен абсолютно новый пол из стали толщиной 2,5 мм. Кабина установлена на новые подрамник и опоры.
Салон сделан полностью с нуля. Выполнена шумоизоляция, торпедо и панель приборов — кастомные. Установлены новые универсальные сиденья для грузовой техники, российского производства.
Если спереди раньше был диван, то теперь два пневматических сиденья, а посередине проходит туннель, в котором установлена вторая печка для задних пассажиров (которых может быть трое). А еще для них есть свой кондиционер!
Еще в салоне установлены два монитора, современная аудиосистема с сабвуфером, две рации на разных частотах, тахограф, а на экран выводятся данные с системы кругового обзора. Есть подогрев лобового стекла, а стекла дверей — единые (вместо стекла с форточкой) и с электрическими стеклоподъемниками.
Главная мысль: От заводской комплектации остались только подрулевые переключатели и рулевая колонка, сам руль тоже заменен. Педали сцепления и тормоза родные, а педаль газа заменена на электронную.
Чтобы было удобно забираться в кабину, сконструированы подножки (с завода на «Урале» их нет). В нишах подножек по правому борту установлены аккумуляторы, по левому борту — хозяйственные ящики.
Стоковая ураловская проводка рассчитана на 24 вольта, а электрооборудование американского двигателя — на 12 вольт. Так что всю проводку в автомобиле сделали с нуля. Установлено два новых аккумулятора на 12 вольт, и они соединены параллельно. Плюс установлены трансформаторы на 24 вольта.
Сам кузов тоже сварен с нуля. Кстати, заводской кузов был длиннее, а из-за того, что радиаторы перенесли за кабину, а также для лучшей проходимости по бездорожью, раму укоротили. Тент на кузов изготовлен на заказ.
Спроектирован и изготовлен новый силовой передний бампер, на котором закреплена новая световая аппаратура. Также была решена сложная задача установки в бампер гидравлической лебедки с тросом большой длины.
Пришлось потрудиться, чтобы все это смоделировать. Сначала бампер был спроектирован, потом собрали 3D-модель, затем эти детали превратили в раскрой (создали файлы для станка по раскрою листового металла).
Затем на плазменном станке были вырезаны детали, с них сняли окалины и обработали кромки. Ряд деталей потом был согнут на ЧПУ-листогибе, а затем все было собрано вместе и сварено.
Проект получил коммерческое название «Урал-ТМ Барс» и призван решать самый обширный спектр задач — от вылазок на природу по выходным до проведения сложных экспедиций. На создание автомобиля ушел год и 22 миллиона рублей. По сути он — визитная карточка компании «Б-Армс», которая занимается модернизацией любой техники, в том числе и военной (танков, БРДМ, БТР и пр.).