10 крутых историй Porsche из мира автогонок

Судьба легендарной немецкой марки неразрывно идёт рука об руку с автоспортом. И за долгие десятилетия участия в гонках накопилось немало интересных фактов

Идея участвовать в гонках появилась у Фердинанда Порше, основателя компании Porsche, ещё в конце 30-х годов прошлого века, когда немцы решили подготовить автомобиль для марафона Берлин-Рим. Проект Porsche 64 отличался очень обтекаемым кузовом, поэтому даже с крохотным 1100-кубовым мотором машина показала среднюю скорость 130 км/ч между Штутгартом и Берлином. Увы, из-за начала войны в 1939 году Porsche 64 так и не вышел на трассу, но это стало лишь началом бесконечных спортивных рекордов, громких успехов и любопытных историй Porsche на гоночных треках.

Первая победа в Формуле 1

А вы знали, что у Porsche была своя команда в Формуле 1? Участвовали они только в единственном сезоне 1962 года — календарь тогда насчитывал всего 9 гонок. Но и этого хватило, чтобы Дэн Гэрни за рулём Porsche 804 одержал победу в Гран-При Франции! Причём американец стартовал лишь шестым, но после 42 кругов дистанции увидел клетчатый флаг первым — для постоянных участников чемпионата это было очень неожиданно.

Но потом в Porsche решили свернуть участие в Формуле 1 и переключиться на их любимый марафон «24 часа Ле-Мана». Как сказал тогда Фердинанд Порше: «Формула 1 — это не наш формат. Это чемпионат пилотов, а мы славимся сильной командной игрой. К тому же мы умеем делать гоночные машины, которые проезжают не только 2 часа».

Позже и уже в качестве поставщика двигателей под брендом TAG-Porsche немцы принесли три чемпионских титула подряд команде McLaren — в 1984 году выиграл Ники Лауда, а в 1985 и 1986 годах — Ален Прост.

Гроза кольца Ле-Сартэ

Лёгкие и компактные Porsche громили конкурентов в гонках Targa Florio, блистали на Нюрбургринге, но престижный марафон «24 часа Ле-Мана» выигрывали только в своих классах. А немцам нужны были только абсолютные победы — они стремились показать всему миру, что Porsche делает и быстрые, и надёжные машины. Так появился прототип Porsche 917 — без ложной скромности можно сказать, что он наводил настоящий ужас на соперников.

Первую абсолютную победу «917-й» принёс Porsche в 1970-м, причём этот успех увековечен Стивом МакКуином в фильме «Ле-Ман». Годом спустя немцы закрепили свой успех. А золотой эрой стала следующая декада, когда Porsche выиграла 7 (!) марафонов подряд, начиная с 1981 года. В 1988 Porsche ушла из «Ле-Мана». Но не навсегда.

С тех пор немцы возвращались дважды и увезли из Франции ещё 7 победных трофеев с позолоченными цифрами 24. Всего на счету Porsche фантастические 19 побед на кольце Ле-Сартэ — таким достижением не может похвастать ни один автопроизводитель. И едва ли когда-нибудь сможет.

«Ле-Ман» 1981 — победа музейного экспоната

С гонкой 1981 года связана любопытная история — в следующем сезоне в чемпионате менялся технический регламент, поэтому Porsche готовили под него новый прототип с индексом 956. Проблема заключалась в том, что немцы хотели обкатать двигатель в «боевых» условиях, а машины при этом у них не было: предшественников с индексом 936 уже отправили в заводской музей.

Что сделали в Porsche? Вернули пару 936 из музея, установили туда мотор от будущего 956 и... Один экипаж сошёл, а второй выиграл гонки с отрывом 14 кругов! Триумфаторами стали «Месьё Ле-Ман» бельгиец Жаки Икс и британец Дерек Белл.

«Ле-Ман» 2016 — драма, которой автоспорт ещё не видел

Porsche вернулась в Ле-Ман с гибридным прототипом 919 Hybrid в 2014 году, а спустя год немцы увезли оттуда уже 17-й кубок. Но борьба с главным соперником в виде заводской команды Toyota назревала нешуточная. Да, в квалификации Porsche удалось выиграть, но в гонке японские болиды оказались быстрее.

7

Но последние 6 минут марафона, который длится сутки, заставили замереть с открытыми ртами миллионы болельщиков. Лидирующая Toyota резко потеряла скорость и остановилась прямо на стартовой прямой за один круг до финиша. Такого в «Ле-Мане» не случалось никогда! Японцы буквально плакали, поэтому победители из Porsche проявили уважение к коллегам по цеху и даже пришли к ним в боксы, чтобы выразить поддержку. Тем не менее, это был уже 18-й успех команды из Цуффенхаузена.

«Ле-Ман» 2017 — ставка на тёмную лошадку и погоня за лидером

В 2017 году всё тоже пошло наперекосяк. Сломались «Тойоты», на первом месте спокойно воцарился экипаж Porsche. Но едва солнце встало над кольцом Ле-Сартэ, как в гонке вновь закипели страсти — 919 Hybrid под управлением Андре Лоттерера резко замедлился!

Второй экипаж Porsche ещё в начале марафона потерял два часа из-за ремонта, поэтому на него никто не делал ставок, а лидерами оказались машины более низкой категории LMP2. Зреет сенсация? Нет! Проходя круги с сумасшедшей скоростью, Тимо Бернхард, Брэндон Хартли и Эрл Бамбер смогли вырваться вперёд в последний час гонки. Невероятная победа машины под номером 2!

Рекорды на лучших трассах планеты

После финальной победы в «Ле-Мане» в Porsche решили посмотреть, на что способен их прототип 919 Hybrid, если его не зажимать рамками технического регламента. В 2018-м появился 919 Hybrid Evo — облегчённый, без рестрикторов и с особым аэродинамическим обвесом. Мощность гибридной силовой установки — 1160 л.с., а максимальная скорость составила 370 км/ч.

6фотографий

Сначала Porsche отправилась на знаменитую трассу Спа-Франкоршам, где Нил Яни за рулём 919 Hybrid Evo умудрился перебить прошлогоднее квалификационное время Формулы 1, проехав круг за 1:41.8. Да, позже его всего на 0,2 секунды превзошёл Себастьен Феттель во время Гран-При Бельгии 2018 года. Но несколько месяцев «ле-мановский» прототип был быстрее болида «Королевских гонок».

6фотографий

Затем Porschе приехала на зловещую и очень красивую Северную петлю Нюрбургринга. В 80-х там ещё проводились гонки спортпрототипов группы С и в 1983-м во время квалификации на Porsche 956 C Штефан Беллоф установил рекорд, который держался 35 лет и казался вообще недосягаемым — 6 минут 11,53 секунды. Но в 2018 году Тимо Бернхард на Porsche 919 Hybrid Evo проехал круг длиной 20 832 метра за невероятные 5 минут 19,55 секунды. И это время, скорее всего, останется лучшим навсегда.

Ралли «Париж-Дакар»

Пески, камни, дюны, пустыни, грунт, Сахара, дикие животные и финиш на берегу Атлантического океана в столице Сенегала. И при чём тут компания Porsche, которая делает гоночные машины для асфальта? А вот взяли и построили немцы купе Porsche 911 именно под знаменитый ралли-рейд «Париж-Дакар», на котором Рене Метж выиграл в 1984 году.

6фотографий

Одного «Золотого бедуина» Porsche показалось мало — в 1986 году Рене Метж мчал по пескам к очередной победе за рулём Porsche 959. Кстати, машины Porsche появляются на раллийных трассах и сейчас — на асфальтовых этапах очень эффектно смотрятся «боевые» 911 GT3!

Крутые расцветки гоночных машин

Гоночные Porsche всегда славились своими красивыми ливреями, которые становились классикой и охотно воспроизводились их фанатами на дорожных автомобилях марки. Помните сине-белые Porsche в цветах табачной марки Rothmans? А бирюзово-оранжевые машины с логотипом ближневосточной нефтяной компании Gulf?

Пожалуй, самой популярной стали сине-красно-голубые полоски и надпись Martini Racing, но была в истории Porsche ещё одна любимая болельщиками расцветка, связанная с интересной историей. Porsche 917 имел две версии: длинная L и короткая К — по логике конструкторов они должны были иметь преимущество на разных типах трасс.

«Почему бы не попытаться объединить всё в одной машине?» — подумали в Porsche. И выпустили «гибридную» версию, которая должна была совместить преимущества обоих вариантов. Не вышло. В гонке 917/20 не блистал, но оказался в объективах всех фотоаппаратов и телекамер! Всё дело в необычной раскраске — дизайнер Porsche Анатоль Лапин (уроженец Риги) предложил оформить машину в виде схемы разделанной туши свиньи. При взгляде на розового «поросёнка» улыбались даже их соперники, а в музее Porsche он до сих пор остаётся одним из самых востребованных экспонатов.

Но на этом история «гоночной свиньи» не закончилась. В 2018-м, когда компания Porsche отмечала своё 70-летие, команда вывела на старт три купе 911 RSR категории GTE-Pro в легендарных расцветках. Одной из них как раз и оказалась та самая розовая туша. И, в отличие от прародителя, гонку экипаж Porsche 911 RSR под номером «92» выиграл!

Formula E — подиум в первой же гонке!

Покинув Ле-Ман (надеемся, не навсегда), Porschе решила перейти от гибридных технологий к полностью электрическим и создала команду в набирающей обороты Формуле Е. Шасси и аэродинамика там стандартизированы, а вот силовые установки каждый производитель может создавать самостоятельно.

6фотографий

Лидером команды Porsche стал трёхкратный победитель марафона «24 часа Ле-Мана» Андре Лоттерер. И неожиданно для их соперников дебютную гонку в Саудовской Аравии он закончил на второй позиции! Так что амбиции в Формуле Е у Porsche очень даже чемпионские — с их списком побед в различных соревнованиях иначе и быть не может.

Кроме того, Porsche использует полученные в Формуле Е знания и технологии в будущих серийных электромобилях. И если нынешний Porsche Taycan так хорош (а мы убедились в этом лично, гоняя его по треку), то что же будет дальше?

Porsche Esports Challenge — гонки в виртуальной реальности

Ездить на гоночных Porsche за заводскую команду в реальной жизни доверено лучшим пилотам, хотя любой желающий может приобрести Cayman GT4 Clubsport, 911 GT3 Cup или предназначенный для длинных гонок 911 GT3 R, чтобы принимать участие как в любительских, так и в профессиональных соревнованиях.

Но сейчас очень популярен и киберспорт, причём борьба там порой кипит гораздо более острая и конкурентная, чем в настоящих гонках. В этом году проходит уже третий сезон Porsche Esports Challenge, где любой человек может попробовать свои силы за рулём виртуальных Porsche. До финала проходят три отборочных этапа, а дальше 18 лучших соревнуются за ценные призы — в прошлом сезоне ими стали сертификаты на прохождение двух программ в Центре вождения Porsche в России уже на настоящей трассе Moscow Raceway: Precision и Performance. Хороший стимул зарегистрироваться на следующий сезон и бросить вызов соперникам!