В США ведется статистика смертельных случаев во время грозы, свидетельствующая, что каждый год от удара молнии страдают около 1000 человек и более ста из них погибают. В мире количество пострадавших превышает несколько тысяч человек, пораженных не только под открытым небом, но и, к примеру, путешествующих в автомобилях. Ведь гроза нередко застает автомобилистов в пути.
И если пешеход может быстро укрыться от непогоды, то пассажирам автомобиля деться некуда. Многие инстинктивно вспоминают школьный курс физики и успокаивают себя тем, что молнии бьют в возвышающиеся предметы, такие как громоотвод. Однако практика показывает, что молния нередко поражает именно движущиеся автомобили, даже находящиеся под проводами троллейбусных линий. В чем причины такой «прицельной стрельбы»?
Молния «ныряет» под провода и деревья
В интернете размещено много роликов с попаданием молний в автомобили. Известен новосибирский случай, произошедший в 2019 году, когда на многополосной трассе молния попала в тормозящую Toyota RAV4. Машина сбрасывала скорость перед образовавшейся пробкой, и в этот момент три последовательных молнии ударили ей в заднее стекло. Оказалось, что разряд бил в спираль нагревательного элемента. В результате машина полностью лишилась электрики, перегорел электронный блок управления (ЭБУ), иммобилайзер, сигнализация и другие приборы. Однако люди внутри кроссовера не пострадали.
Еще один примечательный случай произошел в США в 2015 году. Молния попала в электромобиль Tesla Model S, который заряжал аккумуляторы на станции Supercharger. Разряд атмосферного электричества привел к скачку напряжения, повредившему станцию и отключившему систему управления машины. Однако серьезных последствий удалось избежать из-за хорошего заземления электрооборудования.
Почему бьет молния?
Чтобы понять такую избирательность молнии, необходимо вспомнить школьный курс физики. В грозовых облаках частицы пыли и даже легкая водно-ледяная взвесь циркулирует вверх и вниз, подхватываются восходящими потоками теплого воздуха от нагретой поверхности земли и вновь опускаются к нижним границам тучи. Эти массы накапливают статические заряды, мелкие заряженные частицы оказываются в верхней части облака, а отрицательные — внизу. Верхушка грозы заряжена положительно, а низ — отрицательно.
Для возникновения молнии нужны помощники. Этот процесс хорошо описал российский ученый Александр Гуревич из Физического института им. П. Н. Лебедева РАН (ФИАН). Напряженность электрического поля в грозовом облаке никогда не превышает 400 кВ/м, а электрический пробой в атмосфере происходит при напряженности больше 2500 кВ/м. Путем для молнии могут быть каналы ионизации, вызываемые в том числе космическими лучами, которые пробивают воздух, ионизируют газ и делают сквозь него проходы до земли. Лавина электронов из облака устремляется в этот невидимый атмосферный проводник и возникает молния. Однако не всегда космическим лучам удается пробить ровный канал до поверхности. Поэтому молния на завершающем этапе пути идет по локальным точкам ионизации, что и обуславливает ее ломанную форму. Одним из таких источников ионизации воздуха у земли является движущийся автомобиль.
Куда бьет молния?
В моторном отсеке работают катушки зажигания, создающие приличное электромагнитное поле. Навигационная система, мультимедийная установка, обогреватели и прочие энергопотребители в автомобиле создают поля, которые ионизируют воздух и делают его электропроводным. И такие очаги ионизации вполне могут притягивать молнии. Но лучше всего ионизирует воздух именно движущийся источник поля. Неудивительно, что молнии ловят такие зоны и идут по ним, как бы подскакивая под провода и деревья, чтобы поразить автомобиль.
Не всякий раз природное электричество может нащупать прорезанный автомобилем канал ионизированного воздуха. Однако автомобиль без сомнения является одним из факторов риска.
Поэтому, чтобы не испытывать судьбу, лучше переждать грозу в каком-нибудь безопасном месте, к примеру, у себя дома или в кафе, предварительно убрав машину на безопасный паркинг. Если же гроза застает на автостраде и молнии сверкают прямо над головой, то можно свернуть на площадку отдыха и выключить мотор, полностью обесточив машину. Достаточно всего нескольких минут, чтобы грозовая туча уползла в сторону и риск попадания молнии сократился.
P.S. Согласно российскому законодательству, ездить за рулем без полиса ОСАГО нельзя. Еще недавно с покупкой ОСАГО в регионах были проблемы. По счастью, сейчас можно купить электронный полис. А удобные сервисы позволят купить ОСАГО с максимальной скидкой — порой можно сэкономить больше 900 рублей. Поэтому прямо сейчас проверьте, когда у вас заканчивается ОСАГО.