Как изменились цены на каршеринг (и при чем тут дрифтеры)

В росте тарифов винят дрифтеров и цены на бензин

Сразу несколько каршеринговых компаний в конце прошлого и в начале 2019 года скорректировали свои тарифы. Среди них «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», Anytime. В BelkaCar стоимость аренды стала актуализировать нейросеть, что сказалось на цене минуты. В сервисе TimeCar клиентам предложили оплачивать подорожавшую московскую парковку, жидкость для омывания стекол и бензин самостоятельно. Стоимость минуты каршеринга сильно зависит от динамики цен на топливо и потребительского вандализма, отмечают эксперты. Кроме того, как выяснили «Известия», в прошлом году столичные операторы каршеринга столкнулись с проблемой так называемых дрифтеров, которые гоняются на арендованных автомобилях.

Нейросеть посчитает

У каршерингового оператора «Яндекс. Драйв» стоимость минуты аренды автомобиля меняется в течение дня. На цену влияют пробки, спрос на автомобили и прочие статистические данные, которые сервис не раскрывает. Однако компания указывает у себя на сайте начальную стоимость аренды. В декабре прошлого года она составляла от 5 руб/мин, в январе этого года поднялась на 40% — от 7 руб/мин. В компании «Яндекс» (владеет оператором) уклонились от прямого ответа на вопрос о корректировке начального тарифа на сайте.

«Цены за минуту в “Яндекс. Драйве” динамические, их рассчитывает алгоритм исходя из множества факторов, например, спроса и пробок. Динамическое ценообразование работает в обе стороны, а 7 рублей — это ориентир. Цена за минуту может опускаться и ниже», — сообщил «Известиям» официальный представитель «Яндекса».

И хотя в «Яндексе» уверяют, что цены могут опускаться и ниже означенной суммы, сама формулировка на сайте однозначно говорит о минимальной допустимой цене — от 7 руб/мин.

Пользователи каршеринга на профильных форумах отмечают, что подросла стоимость аренды и у сервиса BelkaCar. В самой компании «Известиям» пояснили, что теперь за формирование тарифа отвечает нейросеть.

«21 декабря мы ввели динамические тарифы, там есть коэффициенты, которые оценивают спрос, предложение и много других факторов. Это самообучающаяся модель: у нас есть исторические данные о спросе, о простое машин в определенные часы в определенный день. Напрямую повышение цен на парковку, бензин и НДС на нас не влияют, поскольку мы ориентируемся прежде всего по рынку», — рассказала «Известиям» руководитель пресс-службы Екатерина Макарова.

Читайте также
Каршеринг на собственной шкуре: итоги и лайфхаки
11 дней я прожил без личного автомобиля, отдавшись московскому каршерингу. Эксперимент закончился, и, пожалуй, главный результат такой — продавать свою машину пока рано. И вот почему

Дрифтеры-вредители

У «Делимобиля» в тарифной сетке исчез самый дешевый тариф по 5 рублей за минуту (в начале года — 3 руб/мин), действовавший с 6:00 до 8:59. Таким образом с 6:00 до 17:59 стала действовать единая базовая ставка — 7 руб/мин. Кроме того, ранее у оператора действовала ночная (с 21:00 до 5:59) ставка 7 руб/мин, сейчас она выросла на 43%, до 10 руб/мин (с 23:00 до 5:59). В пресс-службе компании «Известиям» сообщили, что недорогой утренний тариф был временной акцией, действие которой закончилось, повышение стоимости ночной аренды в «Делимобиле» не прокомментировали.

«С осени мы постепенно начали сокращать действие акции. Вначале по времени, только на ранее утро. Затем — по географиям, отключили акцию в регионах еще до нового года. Сейчас наконец выключили и Москву», — сообщила представитель «Делимобиля» Алена Балакирева.

В то же время в конце прошлого года цена ночной аренды практически на 86% подскочила у оператора Anytime для большинства предлагаемых сервисом моделей авто. Несколько собеседников в каршеринговых компаниях пояснили «Известиям», что рост ночных тарифов вызван зимним обострением проблемы так называемых дрифтеров — любителей управляемого скольжения в поворотах на автомобиле.

«Мы знаем о том, что очень многие клиенты стали использовать наши автомобили для дрифта. Автомобиль, как правило, берут на два-три часа, свою машину им жалко, а на чужой почему бы не погонять. Чаще всего эти дрифтеры катаются в районе Царицыно, а также на опустевших вечером парковках молов. Да, мы всячески пытаемся с этим бороться. Отслеживаем и штрафуем. Но в последнее время это явление обрело масштабный характер, — рассказал “Известиям” представитель одной из каршеринговых компаний. — Ущерб от их действий не покрывается страховками».

Эту информацию подтверждает публикация в официальном аккаунте Anytime в Twitter.

Контент недоступен
Читайте также
Что воруют из каршеринговых авто (список)
Пропажей щётки для снега из каршерингового автомобиля службу безопасности, к сожалению, не удивить

Выросшая до 380 рублей в час цена парковки в центре Москвы теоретически не должна влиять на стоимость аренды. До декабря 2018 года операторы каршеринга платили ежегодный сбор за один автомобиль 24,5 тыс. рублей, сейчас же городские власти им установили тариф — 27 тыс. рублей за машину. Но куда ощутимее расходы на бензин, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

«За прошлый год официально розничные цены на топливо выросли на 10%, но, судя по среднему чеку, цены увеличились куда значительнее. Плюс инфляция, выросший на 2% НДС — вот весь букет, который влияет на стоимость каршеринга. Ну и очевидно, что этот рынок был перегрет конкуренцией и демпингом, и сейчас начинается выравнивание, как цен, так и количества игроков», — отметил Моржаретто.

Аналогичного мнения придерживается издатель портала «Трушеринг» Юрий Николаев. «В 2019 году большие сервисы будут еще сильнее укрупняться. Цены при этом будут увеличиваться, одним из главных драйверов роста цен станет инфляция и рост цен на топливо. Полагаю, что цены поднимутся не менее чем на 10%», — рассказал Николаев.

В сложившейся ситуации сервисы каршеринга изобретают антикризисные решения. В компании TimCar с 17 января предложили клиентам пакетные тарифы, в которых не учитывается стоимость расхода бензина, омывайки и платных парковок. Всё это клиент оплачивает отдельно. Пока в рамках этой услуги доступны лишь 35 автомобилей.