Как быстро и недорого сделать полный привод для «Весты»

Главное разочарование от «внедорожного» универсала Lada Vesta SW Cross — отсутствие полноприводной версии. «Во всяком случае, пока», — загадочно добавляют вазовцы. Неужели есть надежда на трансмиссию 4WD?
imagespecial image for: 66323

Спрашивали — отвечаем. Да, в ассортименте концерна Renault-Nissan есть необходимые компоненты. Однако взять и оснастить «Весту» трансмиссией, например, от «Дастера» — решение не самое дешёвое: по нашим прикидкам, Lada Vesta Cross 4x4 стоила бы на 120-150 тысяч рублей дороже, чем обычная переднеприводная версия. То есть под миллион рублей! А это — уже территория того самого «Дастера».

Почему так дорого? В первую очередь, из-за внушительного набора необходимых агрегатов: нужны автоматическая муфта, задний редуктор, а также полуоси и кардан. Кроме того, потребуются доработки исходного универсала — как минимум, переделка нижней части кузова и внедрение задней независимой подвески. Впрочем, АВТОВАЗ не исключает, что когда-нибудь гамма «Вест» пополнится полноприводной версией!

content image for: 66323
Семейство Vesta находится в постоянном развитии. Мы выпустили метановую версию, создали универсал... Кроме того, в компании прорабатывают альтернативу роботизированной коробке передач, а также рассматривают возможность внедрения полного привода
Сергей Ильинский
руководитель пресс-службы ПАО «АВТОВАЗ»

В общем, надежду терять не стоит. Существуют ли другие способы сделать «Весту» полноприводной, кроме как внедрить дастеровскую начинку? Да, причём быстрые и недорогие, поскольку их общий принцип — отсутствие механической связи между двигателем и колёсами. Более того, одна из концепций всерьёз рассматривалась вазовскими инженерами, а второй бредила компания «Супер-Авто».

Способ первый: гидрообъёмная трансмиссия

Французская компания Poclain Hydraulics (известная своей строительной техникой) предлагает всем желающим систему AddiDrive. В набор компонентов входят компактный гидронасос, навешиваемый на штатную коробку передач, а также 30-киловаттный гидромотор, с которым сблокированы дифференциал и полуоси. В обычных дорожных условиях гидропривод не активен, а задние колёса автоматически подключаются при пробуксовке передних на скоростях до 40 км/ч.

compare slider image for: 66323
compare slider image for: 66323
У системы AddiDrive есть разные исполнения: либо — с одним гидромотором, дифференциалом и полуосями, либо — с парой мотор-колёс

Как всё это работает? Насос создаёт напор рабочей жидкости, которая вращает гидромотор, позволяя реализовывать высокий крутящий момент на низкой скорости. Притом себестоимость гидрообъёмного полного привода вдвое меньше, чем традиционного механического, а подвеска и кузов остаются прежними. Впрочем, необходимо понимать, что гидравлика требует высокого качества изготовления и монтажа, а также квалифицированного обслуживания.

В 2016 году газета «Авторевю» сообщала, что АВТОВАЗ получил для ходовых испытаний полноприводные Logan и Sandero, дооборудованные системой AddiDrive. Однако, как стало известно «Авто Mail.Ru», в серию такое решение не пойдёт: в Тольятти посчитали, что риски слишком велики — к гидравлике наша публика относится, мягко говоря, настороженно. А жаль. За 50-70 тысяч рублей наверняка нашлось бы немало желающих испытать необычное решение на себе.

С гидравлическим полным приводом даже обычная «пузотёрка» становится почти вездеходом

Способ второй: электрический привод

В Японии часто встречаются автомобильчики, на корме которых приклеен шильдик «e-4WD». Мудрёная аббревиатура означает, что перед нами, по большому счёту, переднеприводная машина, у которой для привода задних колёс установлен компактный электромотор. Мощность такого «электропомощника» невелика (поскольку он запитан от дополнительного генератора), поэтому польза — весьма условная. Хотя старт на скользком подъёме система, конечно, облегчит.

Сама концепция e-4WD появилась достаточно давно — взять, например, Mazda Demio и Nissan Cube образца 2002 года. Однако, кроме японцев, этим решением почти никто не пользовался. За идею ухватился российский инженер Антон Губа, глава тольяттинской компании «Супер-Авто»: в планах фирмы было разработать и выпустить универсальный комплект, который бы позволял сделать из любой переднеприводной «Лады» полноприводную!

Один из вариантов — взять готовую систему производства японской Hitachi и постепенно переходить на отечественные компоненты. Увы, в 2015 году «Супер-Авто» начало лихорадить, а в 2016-м компанию официально признали банкротом (подробности — в материале «Priora 1.8 и другие “Лады”, которых больше не будет»). В этой ситуации руководству стало не до экзотических трансмиссий... К настоящему моменту никаких сведений об отечественном e-4WD нет.

Способ третий: гибридная установка

Вот как поступили французы из Peugeot. Никаких раздаточных коробок, никаких хитроумных муфт — берём обычную силовую установку «турбодизель плюс робот», которая будет приводить передние колёса, а сзади ставим модуль, состоящий из мощного электромотора, тяговой батареи и управляющей электроники. Готово! С постоянным полным приводом «дизель-электрический», конечно, не сравнить, зато такая машина может ехать только на электротяге.

content image for: 66323

Многие удивятся, но АВТОВАЗ всерьёз работал над гибридной темой. Правда, те эксперименты совсем не касались полного привода: в 2012-2014 годах были построены несколько «Грант», где компактный электромотор мощностью 11 кВт, заняв место шестерён пятой передачи, вращал... первичный вал роботизированной коробки передач. Для справки: в проект было вложено около миллиарда рублей, из которых половина — бюджетные средства.

И в Тольятти изучали возможность применения этих наработок для системы гибридного привода — с отдельным электромотором для привода задних колёс. Более того, в прошлом году исполнительный вице-президент по инжинирингу Харальд Грюбель подтвердил, что завод действительно готов использовать бензоэлектрическую силовую установку для полноприводных автомобилей марки Lada! Впрочем, мечты мечтами, а самые большие шансы на внедрение — у обычной трансмиссии от «Дастера».

P.S. В «загашнике» вазовцев есть своя собственная система полного привода для легковушек — её прорабатывали ещё для «Проекта С», из которого позднее выросла Lada Vesta. Но сейчас об этой разработке на заводе не вспоминают.

Алексей Кованов