Последний из могикан: история модели Rover 3500

В восьмидесятые годы прошлого века английский автопром напоминал тяжело больного человека, в выздоровление которого мало кто верил. А ведь такое состояние дел было далеко не всегда!

Английские производители массовых автомобилей в восьмидесятых вчистую проиграли конкурентную борьбу. Причем объективных причин для этого вроде бы не было — Англия всегда славилась своими конструкторами и инженерами, которые и до сих пор считаются одними из лучших в мире. Но одно дело выпускать уникальные спорткары и совсем другое — создавать массовые модели с хорошим набором потребительских качеств и приемлемой ценой. Кроме того, приверженность традициям и знаменитый британский консерватизм — то есть всё то, чем так гордятся англичане, — сыграли с ними злую шутку. В результате чего в настоящее время практически все британские автопроизводители утратили независимость. А такие марки, как Rover, Austin, Triumph, Albany, и вовсе стали достоянием истории.

Необычная для английского автомобиля внешность Rover 3500 подвергалась критике только на первых порах, но потом даже самые консервативные журналисты признали её весьма удачной и стильной.
Необычная для английского автомобиля внешность Rover 3500 подвергалась критике только на первых порах, но потом даже самые консервативные журналисты признали её весьма удачной и стильной.

Но были времена, когда английские компании выпускали вполне конкурентоспособные автомобили, которые не только пользовались хорошим спросом, но и неоднократно выигрывали разнообразные престижные конкурсы. Последним удачливым «чистопородным британцем» был Rover 3500 (заводской код — SD1), 46 лет назад ставший «Европейским автомобилем года». Кстати, с тех пор представителю одной из многочисленных британских марок удалось всего лишь один раз одержать победу в этом престижном конкурсе (в 2019-м этот титул достался электромобилю Jaguar I-Pace). Но в семидесятые годы, повторимся, английские инженеры ещё могли создавать передовые и современные автомобили.

 Rover 3500 значительно опередил своё время. Пятидверные премиум-хэтчбеки безоговорочно были приняты публикой только во втором десятилетии следующего века.
Rover 3500 значительно опередил своё время. Пятидверные премиум-хэтчбеки безоговорочно были приняты публикой только во втором десятилетии следующего века.

В итальянском стиле

Rover 3500 представили летом 1976 года, и он сразу же собрал массу положительных отзывов. Главным образом за то, что выглядел абсолютно не по-английски, а, скорее, как итальянец. Главный дизайнер этого проекта Спенсер Кинг решил дистанцироваться от традиционной британской чопорности — вот почему машина получила пятидверный клинообразный кузов, передняя часть которого напоминала Ferrari Daytona. Отсутствие радиаторной решетки, блок-фары и острые грани кузова дополнительно подчеркивали революционный облик. Rover 3500 действительно выглядел необычно, и если в самой Англии к этому автомобилю поначалу отнеслись настороженно, то всем остальным европейцам он безоговорочно понравился. Что и принесло ему звание лучшего европейского автомобиля 1977 года.

 Вполне удачный по меркам семидесятых-восьмидесятых годов салон. Обилие мягкого пластика, вместо голого металла передней панели, тогда считалось настоящим шиком.
Вполне удачный по меркам семидесятых-восьмидесятых годов салон. Обилие мягкого пластика, вместо голого металла передней панели, тогда считалось настоящим шиком.

Впрочем, необычной была не только внешность. Англичане решили оснастить Rover 3500 восьмицилиндровым 3,5-литровым двигателем V8, который выдавал 157 л.с. и 274 Нм. С этим мотором на пару трудилась трехскоростная автоматическая КПП Borg-Warner, также была доступна пятиступенчатая «механика». Впоследствии Rover опять удивил, начав устанавливать на машину 4- и 6-цилиндровые бензиновые агрегаты и даже дизель.

Всего машина получила пять силовых агрегатов, что также было необычно для семидесятых годов, когда нормой считалась гамма из пары-тройки агрегатов. Также стоит отметить хороший список оснащения: магнитола, атермальные стекла с электроприводом, усилитель руля, травмобезопасная рулевая колонка, инерционные ремни безопасности, центральный замок и передние вентилируемые дисковые тормоза.

Rover 3500 очень полюбился британским полицейским. Машина была не только быстрой, но и вместительной.
Rover 3500 очень полюбился британским полицейским. Машина была не только быстрой, но и вместительной.

Благодаря неплохой аэродинамике, относительно небольшой массе (1380 кг) и мощному мотору, Rover 3500 отличался очень неплохими характеристиками. До 100 км/ч он разгонялся за вполне приличные по тем временам 8,6 с, а максимальная скорость составляла 203 км/ч. Поэтому неудивительно, что на машину сразу же обратили внимание автогонщики, и в 1984 году она выиграла британский кузовной чемпионат, а в 1986 году чемпионат DTM.

Доработкой Rover 3500 модификации Vitesse занималась известная гоночная фирма TWR, на счету которой были победы в Ле-Мане, а впоследствии её владелец и основатель Том Уокиншоу «дорос» и до Формулы-1, приобретя команду Arrows. Переделка Rover 3500 Vitesse в гоночный автомобиль была весьма основательной: достаточно сказать, что мощность мотора после «прокачки» увеличивалась вдвое — до 340 л.с.

Модификация Vitesse выглядела весьма стильно, всем своим видом намекая на благородное происхождение. Форсированный до 190 л.с. двигатель позволял машине разгоняться до 217 км/ч.
Модификация Vitesse выглядела весьма стильно, всем своим видом намекая на благородное происхождение. Форсированный до 190 л.с. двигатель позволял машине разгоняться до 217 км/ч.

Смерть Грейс Келли

Rover 3500 стал одним из немногих британских автомобилей семидесятых годов, которые собирали за пределами Великобритании. Компания British Leyland, которой принадлежала тогда марка Rover, начала производство Rover 3500 в Индии и Новой Зеландии. Для индийского рынка была предложена упрощенная модификация с 83-сильным двигателем и, как сказали бы сейчас, «пакетом» для плохих дорог, поменявшая к тому же название на Standard 2000. Понятно, что слабый мотор и увеличенный клиренс не лучшим образом сказались на ездовых свойствах машины, а высокая цена — на продажах.

Завод в Мадрасе выпустил небольшое количество автомобилей из английских машинокомплектов в период с 1985 по 1988 годы, после чего производство было свернуто, а сам завод позже закрылся. Ещё раньше, в 1979 году стартовала отверточная сборка в новозеландском городе Нельсон. Но тоже без особого успеха, так как локализация была мизерной, машинокомплекты, как и все остальное, приходилось везти из Англии, да и конкуренты не дремали, предлагая может и не такие интересные, но более доступные модели. Вот почему в Новой Зеландии было выпущено за пять лет всего 1368 экземпляров с индексом SD1.

Адаптация машины для американского рынка оказалась бесполезной тратой денег — в США дела Rover 3500 с самого начала пошли хуже некуда.
Адаптация машины для американского рынка оказалась бесполезной тратой денег — в США дела Rover 3500 с самого начала пошли хуже некуда.

Гораздо более перспективными выглядели поставки на американский рынок, потенциал которого был в разы больше индийского, английского и новозеландского вместе взятых, да к тому же американцы традиционно хорошо относились к европейским маркам. И чтобы с первого взгляда было ясно, что этот автомобиль — пришелец с Туманного Альбиона, все продаваемые в США Rover 3500 имели на передних крыльях британские флаги-шильдики. Иномарка!

Также машина получила четыре круглые фары, измененные в соответствии с американскими стандартами бамперы, доработанную систему впуска/выпуска, руль уменьшенного диаметра и подголовники на задних сиденьях. Однако в США Rover 3500 с треском провалился. Несмотря на колоссальную емкость американского рынка, в 1980-1981 годах было реализовано всего 1254 автомобиля. Причина провала — небольшое количество дилерских центров, нежелание англичан вкладывать средства в рекламную кампанию и выросшая цена на топливо, из-за чего американцы предпочитали более экономичные автомобили.

Был в истории Rover 3500 и трагический эпизод, благодаря которому этот автомобиль вошел не только в историю мирового автопрома. Хотя непосредственно в самой трагедии машина была не виновата. Именно за рулем Rover 3500 находилась княгиня Грейс Келли 14 сентября 1982 года, когда, потеряв сознание на одном из горных серпантинов Монако, вылетела с дороги. Как ни старались врачи, спасти княгиню не удалось, и на следующий день она скончалась.

14 сентября 1982 года Rover 3500 княгини Грейс Келли вылетел с горного серпантина. Для самой княгини эта авария стала фатальной, в то время как её дочь — принцесса Стефания, отделалась лишь ушибами.
14 сентября 1982 года Rover 3500 княгини Грейс Келли вылетел с горного серпантина. Для самой княгини эта авария стала фатальной, в то время как её дочь — принцесса Стефания, отделалась лишь ушибами.

Не помог даже BMW

Не лучшим образом сложилась судьба и самой фирмы Rover. В середине восьмидесятых началось сотрудничество с компанией Honda, в результате чего англичане банально перешли на выпуск перелицованных японских моделей. Затем реанимировать Rover попытался концерн BMW, но без особого успеха, хотя баварцы и отметились неплохим Rover 75. Кончилось всё тем, что бренд Rover после долгих мытарств достался индийской Tata Motors. Где и пребывает сейчас в «спящем» режиме с минимальными шансами на пробуждение.

А производство последнего «чистокровного» британского топ-представителя марки Rover — модели SD1 — завершилось в 1986 году. За десять лет этот автомобиль разошелся тиражом 303 тысячи экземпляров, что не так уж и плохо по меркам тех лет.