Auto article image: 63587

Трамп у власти: что будет с автопромом

Дмитрий Гайдукевич

Что ждет электромобили? Отменят ли жесткие экологические нормы? Чего испугались китайцы?

Инаугурация Дональда Трампа прошла. 45-й президент США произнес в Вашингтоне речь, которая многих испугала. А другим дала надежду. И в первую очередь автомобильной промышленности. При этом нужно понимать, что все решения Трампа по поводу автопрома могут оказать влияние не только на экономику США, но и на весь мир.

Формально сейчас крупнейшим автомобильным рынком мира является Китай (27,9 млн проданных машин всех классов), а США лишь на втором месте (17,5 млн). Но не забывайте про разницу в уровне продающихся в Китае и США автомобилей. Если в Китае это простые и дешевые машинки, то Америка — это рынок высокотехнологичных авто. И именно США диктует моду в автомобильном мире
Денис Смольянов
Главный редактор проекта Авто Mail.Ru

«Покупайте американское»

Дональд Трамп не раз говорил, что граждане США должны покупать американское, сделанное американскими рабочими. И даже обещал ввести 35% налог на ввоз собранных вне территории США автомобилей — особенно Трампа беспокоит Мексика, где многие производители имеют свои заводы (есть еще Канада, где также хватает заводов и откуда ввоз машин в Штаты беспошлинный, но про нее Трамп почему-то молчит). Досталось от нового президента и европейским производителям. Их обвинили в том, что они наживаются на Америке, а немецких автомобилей на улицах Нью-Йорка больше, чем американских в Германии. На что европейцы ответили весьма жестко: сначала, мол, научитесь делать нормальные машины, а уж затем жалуйтесь.

Контент недоступен
Контент недоступен

Сразу же после слов Трампа о пошлинах появилось несколько заявлений от производителей. Так, Ford отказался от строительства своего завода в Мексике, а вместо этого вложит деньги в расширение предприятия на территории США. Подсуетились и корейцы, которые заявили об инвестировании 3,1 млрд долларов в новые предприятия.

Победа Трампа? Прежде чем радоваться за президента США, давайте разберемся. Первое: представители Ford, Hyundai/Kia и всех других автомобильных компаний всегда говорили, что решения о больших инвестициях принимаются не в связи с победой того или иного кандидата. В конце концов, автомобильный бизнес всегда играет «в долгую», с расчетом на десятилетия вперед. И 4 года президентства — слишком мало, чтобы окупить вложенные миллиарды.

Второе — Ford не просто так решил отказаться от строительства завода в Мексике. В то предприятие планировалось вложить 1,6 млрд долларов, но вместо этого «Форд» потратит на модернизацию завода в Мичигане... 700 млн. То есть Ford попросту экономит миллиард! К тому же в Мексике предполагалось делать небольшие дешевые модели, а спрос на них в последнее время в США падает. И Трамп тут совершенно ни при чём.

Что касается корейцев, то они давно инвестируют в американский рынок. И избрание Трампа, опять же, не имеет никакого отношения к этим планам. К тому же огромную часть из 3,1 млрд долларов корейцы хотят потратить не на создание новых заводов и помощь «простым рабочим» (которые и голосовали за Трампа), а на разработку новых электрокаров, внедорожников и моделей премиального бренда Genesis. То есть вложить их в интеллектуальные разработки, которые позволят в будущем Hyundai-Kia эффектнее сражаться с... GM, Ford и Chrysler.

content image for: 63587

Что будет, если США введут 35% пошлину на ввоз импортных автомобилей?

Прогноз «Авто Mail.Ru»: ничего хорошего. Это может привести к ответным мерам со стороны других стран. В ответ на санкции будут введены антисанкции, которые в свою очередь способны привести к новым санкциям. И так до бесконечности. Глава Китая Си Цзиньпин уже предупредил Трампа об опасности политики протекционизма. «Нужно развивать открытую мировую экономику. Не нужно прятаться в порту каждый раз, когда сталкиваешься со штормом, это никуда нас не приведет. Мы должны стремиться к развитию торговли и инвестиций, сказать нет протекционизму. В торговой войне победителей не будет, — заявил Си Цзиньпин на форуме в Давосе. — Проводить политику протекционизма — все равно, что запираться в темной комнате. Защитишься от ветра и дождя, но также лишишься света и воздуха».

Хватит бояться экологов

Одним из решений Дональда Трампа может стать значительное послабление для автопроизводителей в области экологических требований. Это позволит убрать проблему новых потенциальных «дизельгейтов», когда компании были вынуждены обманывать проверяющие органы.

Глобальное потепление — это нормальное явление.
Дональд Трамп
Президент США

Автопроизводители говорят, что если на какое-то время приостановить введение жестких эконорм, то можно будет высвободить большие средства и направить их на создание новых моделей. Правда, губернаторы Калифорнии, Нью-Йорка и 8 других штатов уже заявили, что они будут сохранять самые жесткие экологические стандарты, даже несмотря на поведение господина Трампа.

Что будет, если США откажутся от «экологической политики»?

Прогноз «Авто Mail.Ru»: американские производители будут тратить в ближайшие годы меньше денег на создание новых силовых агрегатов. Это позволит сдержать цену на автомобили. Однако в долгосрочной перспективе подобное поведение может привести к крайне негативным последствиям: европейские, японские и корейские компании будут продолжать разработки в этой области. И когда власть в США сменится (а рано или поздно это произойдет), то американские заводы могут попасть в неприятную ситуацию.

Отмена субсидий на электрокары

В настоящий момент власти США дают субсидию в размере 7500 долларов при покупке электромобиля. Благодаря этому электрокары становятся более конкурентоспособными на рынке (не секрет, что себестоимость производства экологически чистых машин гораздо выше, чем авто с традиционными ДВС). Однако Дональд Трамп уже заявлял, что собирается сократить подобные расходы.

content image for: 63587

Что будет, если США прекратит выдавать субсидии при покупке электромобилей?

Прогноз «Авто Mail.Ru»: стимулов для покупки электрокаров на фоне снижения цен на бензин у покупателей будет гораздо меньше. Будущее таких компаний, как Tesla, может оказаться под угрозой, а развитие технологии замедлится.

Дмитрий Гайдукевич