Великолепная «четвёрка». Тест гоночного Porsche Cayman GT4 Clubsport

Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.ru

Впервые Porsche выпускает «боевую» версию среднемоторного Cayman. Зачем она им?

Коварный Лаузитцринг, лишивший ног Алессандро Дзанарди и жизни — Микеле Альборето, впечатляет своими масштабами. Огромные трибуны вдоль «треугольного овала» зловеще пустуют — тут уже не носятся формулы на скоростях под 400 км/ч, а самым крупным соревнованием остался этап серии DTM. Именно по конфигурации трассы для DTM нам и дали протестировать, пожалуй, один из самых знаковых Porsche за последние годы — Cayman GT4 Clubsport!

Машину впервые продемонстрировали прошлой осенью — от дорожного Porsche Cayman GT4 гоночная версия позаимствовала атмосферный двигатель 3.8 мощностью 385 «лошадок» и, за некоторым исключением, кузовные элементы. В салоне — вварной каркас безопасности, омологированный FIA, «ковш» с четырёхточечными ремнями безопасности да скромная замшевая «баранка». Колёса — кованые 18-дюймовые на «сликах» Michelin, а главное — место шестиступенчатой механики занял робот PDK с двойным сцеплением!

Но сначала — несколько кругов за рулём дорожных Porsche Cayman GT4. Редкая нынче возможность прокатиться на Porsche с атмосферным двигателем и механикой! Тем более, купить Cayman GT4 уже нельзя — он снят с производства после выхода «718-х» с турбомоторами. Да и с Лаузитцрингом у меня старые счёты — 5 лет назад я проиграл тут в финале Audi racing program на гоночном купе Audi R8 LMS. А потому я с первых же метров сел на хвост заводскому пилоту Porsche Михаэлю Кристенсену — пусть покажет, как тут надо ехать!

К «Мистеру Ле-Ман», Тому Кристенсену, этот датчанин не имеет никакого отношения, но сразу дал понять, что не зря занимает место в кокпите самого быстрого «911-го» — дорогущего гоночного купе 911 RSR на трассах чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC). Завидев, что я хоть как-то знаком с поворотами, он пришпорил свой GT4! И что мне оставалось делать? Да только крутить мотор в звон, едва успевая орудовать рычагом механики! Причём далеко не всегда мне удавалось воткнуть нужную передачу — то ли руки кривые, то ли 27 тысяч километров у этого «Каймана» выдались тяжёлыми и он немного «устал». Благо, что электронный «мозг» обучен делать автоматические перегазовки при переходе «вниз» (для этого нужно нажать кнопку Sport на центральном тоннеле) — это делает машину гораздо стабильнее на торможениях. Но стоило пару раз ошибиться с переключениями или поскромничать с педалью газа на выходе из поворота, как упитанная «корма» GT4 Кристенсена предательски уходила вперёд.

Погоня за Михаэлем Кристенсеном на Porsche Cayman GT4

Короткая сессия пролетела на одном дыхании! Всё, что я сумел понять за эти несколько кругов — Cayman GT4 очень дружелюбен, несмотря на свой статус GT-модели. Дело не только в «длинных» передачах, делающих его характер чуть мягче, но и в настройках шасси — при переборе скорости первой начинает скользить передняя ось. Видимо, организаторы решили настроить машину на недостаточную поворачиваемость (у GT4 регулируемые стабилизаторы) во избежание ненужных инцидентов. Но не думайте, что среднемоторный спорткар с 385-сильным мотором превратили в кроткую овечку — при серьёзной ошибке вас ждёт неминуемый разворот. А при умелом обращении можно ехать в заносе хоть всю дугу — смотрите короткий ролик ниже.

Но динамика GT4 уже не впечатляет на фоне Porsche 718 с турбомоторами и PDK — 4,4 секунды до сотни против 4,2 у нового 718 Cayman S. Да и время на Северной петле Нюрбургринга почти одинаковое — 7:40 у GT4 и 7:42 у более современной модели, несмотря на цепкие шины Michelin Pilot Sport Cup 2 на GT4. А потому немцы не удивляются вопросам, получит ли будущая «четвёрка» турбину. Вот только не будет ли он вплотную наседать на Porsche 911 GT3?

Удивительно, но на гоночном Cayman GT4 Clubsport нас выпустили на трек уже без наставников впереди. И это при разнице в цене 45 тысяч евро по сравнению с дорожным GT4. Почему он настолько дороже? Каркас безопасности, «ковш» с четырёхточечными ремнями, робот PDK и 18-дюймовые колёса мы уже упомянули, но на самом деле список доработок намного шире. Передняя ось тут от GT3 Cup, включая шестипоршневые тормоза и ступицы со шпильками, от него же GT4 Clubsport получил и фронтальную часть кузова — с конвейера на предприятие в Вайсахе отправляют стандартный кузов, туда приваривают «багажник» от GT3 Cup и возвращают обратно, после чего он проходит антикоррозийную обработку и окраску. Полностью заводской процесс!

Но не думайте, что «выпотрошенный» Clubsport намного легче дорожной версии — из-за каркаса и PDK машина весит всего на 40 кг меньше, 15 из которых «сожрали» пневмодомкраты. Сухая масса (без водителя и топлива) составляет 1315 кг. Кстати, коробка тут от базового «Каймана», только лишена седьмой ступени — максимальная скорость у Clubsport меньше из-за иного профиля регулируемого антикрыла, поэтому ему лучше подошли такие передаточные числа. Ещё немного изменили «софт» — переключения происходят чуть быстрее.

На ходу — кайф! Кузов лишён шумоизоляции, поэтому кокпит заполнен рёвом двигателя. Пооом, поооооом, PDK обращается шестью ступенями гораздо быстрее, чем это можно делать на механике. Да и удобнее — щёлкай себе подрулевыми лепестками, не снимая рук с руля. Звук, кстати, у «Клабспорта» чуть злее — в выпускной системе появился спортивный катализатор вместо обычного. А привыкнув к «держаку» на сликах, можно залетать в повороты гораздо смелее и тормозить поз.... И тут я чуть не пролетел мимо медленной левой дуги под стрёкот ABS!

Наглядно видно, насколько подвеска версии Clubsport жёстче, чем у обычного GT4

Тормоза тут с запасом — они без изменений перекочевали с более мощного 911 GT3 Cup. 380-миллиметровые роторы (углеродо-керамика, разумеется, недоступна), гоночные колодки и шестипоршневые суппорты (сзади — четырёхпоршневые) моментально останавливают Cayman GT4 Clubsport. Но только, если в зоне торможения нет волн! Подвеска KW внезапно делает асфальт Лаузитцринга куда более неровным, что особенно мешает на знаменитой волне в третьем повороте и заставляет поволноваться при замедлении на «задней» прямой. К счастью, ABS тут имеет 12 регулировок чувствительности, да и можно смещаться в сторону от «гребёнки».

Этого недостатка лишён Porsche Cayman GT4 Clubsport MR. MR — это Manthey Racing, партнёр Porsche в марафонских гонках. По сути, это облегчённая (ещё на 38 кг) и доработанная версия «Клабспорта», причём нам выкатили машину с пакетом оборудования для гонок категории GT4 — с пневмодомкратами, дверьми и крышкой багажника из углепластика и окнами из поликарбоната (кроме заднего). Плюс карбоновый 100-литровый бензобак с системой быстрой заправки. На таком — хоть сразу на старт «24 часов Нюрбургринга»!

«Учти, тормоза здесь без вакуумного усилителя. Его невозможно поставить с гоночным 100-литровым баком», — напутствуют немцы. Да уж, педаль приходится прожимать со всей силы! Но к этому быстро привыкаешь, попутно отмечая, что дозировать замедление стало удобнее. А насколько он проще в управлении! Там, где обычный GT4 Clubsport норовил сорваться с траектории задней осью, подпрыгнув на волне, MR едет, будто на пневмоподвеске. Именно под кузовом и кроются главные изменения — пружины и амортизаторы тоже поставляет KW, но это более дорогая версия Competition с регулировками и компенсационными бачками.

Жаль, что в скоростных поворотах эффект от подвески и меньшей массы нивелировали, «выкрутив» в максимально верхнее положение и без того увеличенное по сравнению с обычным Cayman GT4 Clubsport заднее антикрыло — в итоге разгружается передняя ось и MR сильнее плужит «мордой». «Мягкие настройки хорошо подходят для неровного Нюрбургринга, а баланс мы всегда выставляем в пользу небольшой недостаточной поворачиваемости — гонщики не должны бороться с машиной на протяжении суточного марафона». Конечно, немцы лукавят — никому из них не хотелось видеть дорогущий MR в гравии или одном из бетонных отбойников Лаузитцринга.

Но есть в этом своя правда — в основном, Cayman GT4 Clubsport предназначен для вчерашних любителей, которые выросли из дорожных Porsche, или просто хотят купить готовую гоночную машину, не занимаясь её подготовкой. Прежде Porsche мог предложить им только дорогой и мощный GT3 Cup (его новая версия с четырёхлитровым мотором стоит от 190 тысяч евро), а сейчас открываются новые возможности для участия в многочисленных клубных чемпионатах, региональных сериях или популярном первенстве VLN на Нюрбургринге. Плюс гибкость конфигураций: хотите базовый GT4 Clubsport — нет проблем, решили дооснастить его «тюнячками» из каталога Manthey Racing — любой каприз за ваши деньги! Хотя Porsche Motorsport всё равно рекомендует брать сразу полный пакет MR, если вы нацелены на серьёзные соревнования — так в конечном итоге будет выгоднее, чем набирать оборудование по отдельности. А ещё Cayman GT4 Clubsport привлекает надёжностью — узлы тут либо серийные, либо проверенные на GT3 Cup. На испытаниях «Кайманы» проехали больше 15 тысяч километров без особых проблем.

Так что успешный старт продаж не удивляет — Porsche Motorsport едва успевает выдавать их клиентам, с осени выпустив свыше 400 машин! Так и до звания самого массового гоночного Porsche недалеко — тех сделали 3 тысячи с 1998 года. Кстати, не исключено, что такие «Кайманы» появятся и в России — у нас проводится кубок Porsche Sport Challenge, куда допускаются дорожные Porsche с каркасами безопасности. И несколько участников всерьёз подумывают о смене техники на Cayman GT4 Clubsport!

Вадим Гагарин