Гран-при Формулы 1 в Сочи: как это было

Свершилось! У нас, в России, состоялся этап Формулы 1. С участием российского пилота! При заполненных трибунах, прекрасной солнечной погоде и в назначенные даты! Гран-при в Сочи удостоил своим визитом даже президент Российской Федерации Владимир Путин
content image for: 52534

Для того, чтобы осознать, насколько это значимое для российского автоспорта (и страны в целом!) событие, достаточно узнать, что предыстория Гран-при России началась еще в СССР! Первый проект трассы, которая могла бы принимать гонки Формулы 1, был разработан еще в середине 60-х годов прошлого столетия. Автодром со всей необходимой инфраструктурой предполагалось построить в московском районе Тушино. А после Олимпиады 1980 года сам Берни Экклстоун загорелся идеей проведения гонки в Советском Союзе. Только представьте себе, как долго наша страна шла к Ф1! Пожалуй, именно поэтому и не верилось, что все действительно получится, да еще и на высшем уровне! А ведь именно так — Гран-при России прошло на отлично и впечатлило даже самых требовательных болельщиков. Хотя были, конечно, и некоторые «но».

Первые впечатления

«Культурная программа» первого Гран-при России началась в четверг, 9 октября, когда для зрителей была организована прогулка по пит-лейн и автограф-сессии пилотов. То, что гости видели на Сочи Автодром, наверняка впечатляло каждого. Сооружения Олимпийского парка, на территории которого находится автодром, поражают воображение. Однако... первый день вышел не то чтобы комом, но с накладками. Все задержали как минимум на час. Информации о том, будут ли дальнейшие «подвижки», не было: добродушные волонтеры ответа на этот вопрос не знали, а журналов-программок еще не продавалось. Для начала, очень медленно работала «входная группа», пропускающая зрителей на территорию. Сотрудники были вежливы, внимательны, но сверхнеспешны. О том, что с едой и напитками на территорию автодрома не пустят, заранее предупреждали на официальном сайте, но. видимо, не все прочли эту информацию. Гостей, взявших воду с собой, просили оставлять ее при входе.

content image for: 52534

Первым же, что встречало прибывших «по ту сторону баррикад», стала очередь. Длиннее и извилистее очереди в «Эрмитаж», Мавзолей и музеи Ватикана. Большая часть посетителей понятия не имела, куда и зачем эта вереница: все стоят и они встали. При этом найти ее хвост в образовавшемся людском лабиринте оказалось непросто и стало единственным развлечением первого часа Гран-при России. И это при том, что в четверг до автодрома добрались не все, ведь традиционно самое большое количество зрителей посещает Формулу 1 в воскресенье — день гонки. Опасения, что так и простоим да и разойдемся, посещали неоднократно. Спасибо, что не сбылись. Ситуацию облегчали миролюбивая атмосфера (давки не было) и отсутствие жары. Когда все наконец-то открыли и всех пропустили, дальше мероприятие пошло как по маслу, однако впечатления от организации дня в целом остались смазанные.

Первые международные гонки

Утром в пятницу на пит-лейн смогли пройти обладатели пропусков в Paddock Club, а в 10 утра стартовала первая официальная сессия Формулы 1 на Сочи Автодроме — тренировка. Следом на трассу выехали автомобили молодежного чемпионата GP2, а чуть позже — участники GP3.

content image for: 52534

Первым международным соревнованием, которое провело на автодроме полноценную гонку, стала в субботу 11-го октября серия GP3, где лидировал Дин Стоунман из Koiranen GP. Россиянин Николай Марценко стал 19-м, а во второй гонке — сошел. Что касается GP2, Митч Эванс из российской команды Russian Time финишировал вторым в первой гонке и четвертым — во второй. Артем Маркелов стал 16-м и 12-м соответственно.

content image for: 52534

Шоу с размахом

Несмотря на неуверенные первые шаги, Гран-при России состоялось с размахом. И все недочеты ушли на задний план сразу же после церемонии открытия! В торжественном шоу принимали участие около 1000 человек.

content image for: 52534

Первыми выступили танцоры, сформировавшие «живые болиды» и создавшие таким образом иллюзию движения на трассе. Им на смену в стартовую зону вышла казачья танцевальная группа, и под звуки национальной музыки казаки исполнили боевую лезгинку с шашками! Затем волонтеры вынесли гигантский российский флаг, состоящий из трех полотен, каждое длиной 450 метров и шириной 3 метра! А в небе в это время незабываемое авиашоу исполняла пилотажная группа «Русь». Это было динамично, грандиозно и по-настоящему волнительно! Кульминацией действа стало исполнение гимна Российской Федерации Кубанским казачьим хором. Все зрители на трибунах встали! Сочинский этап чемпионата мира Формулы 1 открыт!

content image for: 52534

Гран-при России

Отдельно стоит сказать о российской команде Marussia. После серьезной аварии на Гран-при Японии, в которую попал пилот Жюль Бьянки, коллектив принял решение выступить на Гран-при России с одной машиной, под управлением Макса Чилтона... Состояние Жюля Бьянки остается критическим, но стабильным.

content image for: 52534

О том, как прошла гонка Формулы 1 на Сочи Автодроме, мы рассказали вам в понедельник. Так что подробно повторяться не будем. Заслуженно вспомним лишь основные моменты.

Стартовавший с поул-позиции пилот Mercedes Льюис Хэмилтон удержал лидерство до самого конца заезда. Во втором повороте его напарник по команде и главный соперник в споре за титул Нико Росберг допустил ошибку: заблокировал колеса на торможении и срезал поворот. После этого ему пришлось заехать на пит-стоп, что отбросило пилота в конец пелетона. Но Росберг и не думал сдаваться, ему удалось провести насыщенную борьбу, обогнать соперников и финишировать вторым! Третьим стал Вальттери Боттас из Williams. А благодаря двойному подиуму пилотов команда Mercedes досрочно стала обладателем Кубка конструкторов!

content image for: 52534

Для феноменально квалифицировавшегося пятым россиянина Даниила Квята домашний Гран-при сложился не особенно удачно. На старте он потерял сразу несколько позиций и переместился на девятую строчку, а по ходу дистанции столкнулся с великим множеством проблем, так что до клетчатого флага добрался только 14-м. После Гран-при России лидером личного зачета чемпионата мира остался Льюис Хэмилтон. Нико Росберг отстает от него на 17 очков.

content image for: 52534

Пресс-служба Сочи Автодрома предоставила комментарии тройки призеров о прошедшем гоночном уик-энде.

Льюис Хэмилтон, Mercedes: «Во-первых, я очень горд, что внес свой вклад в работу этой великой команды. Завоевать первый Кубок конструкторов для Mercedes-Benz — огромное достижение. Поздравляю всех наших парней в Великобритании и Германии, это исторический момент для нас.

Я наслаждался уикендом в России, это отличное место. Мне здесь очень понравилось, и я очень рад, что стал победителем первой гонки. Болельщики тут великолепны — я не знал, что так много людей в России следят за нашим спортом, но трибуны были заполнены и люди выглядели счастливыми! Организаторы тоже отлично поработали — с трассой, покрытием и всем мероприятием. Я снимаю шляпу перед ними».

content image for: 52534

Нико Росберг, Mercedes: «Это действительно отличная трасса, потому что правильно проехать круг по ней очень сложно. Все эти среднескоростные повороты, особенности асфальта, благодаря которым шины не подвергаются сильной нагрузке, создают совершенно уникальный сценарий, отличный от того, с чем мы сталкивались по ходу сезона. Так что нам пришлось адаптироваться к этой трассе, к асфальту, а также к особенностям поведения шин. Это серьезно осложнило работу инженерам по ходу уик-энда. К тому же, эта трасса также очень сложна с точки зрения пилотажа».

content image for: 52534

Вальттери Боттас, Williams: «Я впервые был в России. Мне очень понравилось. Это приятный сюрприз. Трасса Формулы 1 интересная и непростая, потому что там есть технические особенности. Как пилот могу сказать, что получал наслаждение, когда ехал по ней. Я уверен, что зрителям понравилось смотреть гонку, потому что там было много интересного».

Около Формулы 1

Естественно, приехав на автодром, болельщики зачастую планируют провести там весь день. А значит, предстоит, как минимум, пообедать. Пунктов питания было предостаточно, хотя их ассортимент, по сути, оказался однообразен: бутерброды, хот-доги, традиционные блины и пр. Цены, конечно, были завышены, но не дороже, чем на перронах вокзалов и в залах ожидания аэропортов.

content image for: 52534

Развлекательный городок работал в полную силу, и зрители в перерывах между заездами болидов могли сфотографироваться с импровизированными пилотами, проехаться по виртуальной трассе Сочи Автодрома на игровом симуляторе, посетить стенд Mercedes-Benz, а в центре Олимпийского парка стант-райдеры демонстрировали акробатическое шоу на мотоциклах. Проходил даже фестиваль кубанских вин. Все эти развлечения были разбросаны по огромной территории автодрома. Кто не хотел ходить пешком, мог проехаться на гольф-каре — отличное решение, но не бесплатное. 100 рублей за одну поездку.

Концерты впечатлили, хотя вовремя не начались. Тот же Ленни Кравиц вышел к публике в восемь вечера вместо заявленных 18-00. Но нужно помнить, что на большинстве трасс концертов нет вообще. Так что и тут промоутеры Гран-при России — молодцы.

content image for: 52534

Посещение соседствующего с автодромом Сочи Парка гостям, имеющим билеты на Формулу 1, было доступно с 20-процентной скидкой. Аттракционы — супер, страшно и круто! Но по количеству — маловато.

content image for: 52534

И еще немного о цифрах. Для болельщиков всегда важно увезти с собой что-нибудь на память. И, конечно, желательно, чтобы это было что-то практичное и более-менее адекватное по деньгам. Стоимость официального журнала-программы Гран-при России составляла 1000 рублей. Каждый день на территории Сочи Автодрома работала зона F1 Village, где можно было приобрести памятные сувениры и фирменную одежду с символикой команд и Сочи Автодрома, и цены на все это... откровенно зашкаливали. Формула 1 — это уровень. И уровень этот в Сочи начинался в районе 3000 рублей за кепку команд и достигал 15000 рублей за ветровку.

content image for: 52534

Вспомним, во сколько зрителям обошлись сами билеты, и посчитаем примерные общие затраты... Да, Формула 1 — удовольствие недешевое. Зато — качественное, впечатляющее и запоминающееся надолго. «Мы о ценах не думали вообще, нас кормили эмоции! А эмоций столько, что нам их хватит до следующего года. Мы обязательно вернемся!» — вот как считают большинство болельщиков. И мы, пожалуй, их понимаем. Конечно, есть этапы в календаре Ф1, которые могут обойтись и дешевле, — та же Венгрия, например. Но Гран-при России скорее можно сравнить с Абу-Даби: все новое, сверкающее, красивое, с размахом. А еще солнце, пальмы, море и горы рядом. И главное — свое, родное!

content image for: 52534

Так и есть. Ни уровень цен на билеты, ни мысли о предстоящих расходах не остановили болельщиков. Зрители приехали и из близлежащих городов, и издалека. Кто на поезде, кто на машине, кто вовсе на перекладных и с пересадками. Гран-при России прошел при полных трибунах, а к финишу гонки на трассу в Сочи приехал президент Российской Федерации Владимир Путин, который смотрел оставшуюся часть заезда в компании Берни Экклстоуна. Владимир Владимирович даже вручил призовые кубки Льюису Хэмилтону и техническому руководителю Mercedes Пэдди Лоу. Визит президента — что еще могло более ярко и громко подчеркнуть значимость события для страны?!

Пилоты — довольны. Зрители — тоже! А организаторы наверняка учтут все недочеты к следующему Гран-при, которое состоится в Сочи уже в 2015 году! И больше никаких десятилетий ожидания: Формула 1 пришла в Россию!

Светлана Парфенова

Светлана Парфенова