Камчаткинг — Горная снегоходная школа Skidooking

Горный снегоход чем-то похож на скрипку. Ее можно купить, но она издаст только противный скрежет в неумелых руках. Чтобы получить настоящее удовольствие от катания в горах, мало просто иметь снегоход. Важно научиться на нем «играть»

Любой горник — аппарат довольно-таки специфический и имеющий весьма узкую специализацию. Несмотря на то, что официально такие машины каталоги и сайты фирм-продавцов чаще всего классифицируют, как «снегоходы для глубокого снега», просто целинными аппаратами их считать нельзя.

content image for: 52422

Высокая мощность, мягкие настройки подвесок, очень узкая база лыж, совершенно не приспособленная для сидячей езды компоновка рабочего места пилота... Тем не менее, многие любители снегоходов покупают эти машины исключительно из соображений «дороже всего — значит, самый крутой», а потом, катаясь на «саммитах» и им подобных по слегка припорошенным снегом равнинам средней полосы, вместо удовольствия получают лишь разочарование.

content image for: 52422

Удовлетворенность клиента покупкой — это не только хорошая техника, которая не ломается и не доставляет хлопот, но и то, получает ли человек от нее удовольствие. Зачастую покупатели горников или вообще не догадываются об их истинном предназначении, или знают, для чего они нужны, видели многочисленные фильмы про райдеров, вроде Schooled, и даже готовы выехать в горы, но попросту не знают, с какой стороны подъехать к склону и зачем все эти люди на видео стоят левой ногой на правой подножке во время езды.

Именно для того, чтобы научить своих клиентов правильно и безопасно ездить в горах (а значит, получать удовольствие от купленной техники), дилеры и производители начали открывать школы горной езды. Пожалуй, самой первой такой школой стал Skidooking, организованный компанией «Росан», дистрибьютором техники BRP в России.

content image for: 52422

Пилотный запуск школы состоялся в сезоне 2012-2013 годов на базе мурманского дилера «ГазДоОтказа» и базировался в Хибинах, на Кольском полуострове. Предложение оказалось настолько популярным у любителей горной каталки, что в группы выстроилась нешуточная очередь. Однако страна у нас большая. Хибины — идеальное место для каталки: много снега, относительно мягкий климат, настоящие горы, инфраструктура, но вот проблема: добираться на Кольский удобно тем, кто живет по эту сторону Уральского хребта. Поэтому в сезоне 2013-2014 филиал школы открылся на противоположном конце страны — на полуострове Камчатка, куда мы и отправились, оттачивать навыки горной езды и делать этот репортаж.

content image for: 52422

В России, как это ни удивительно звучит, со снегом дела обстоят довольно туго. Средняя полоса редко в какой год может похвастать снежным покровом больше полуметра, огромные просторы заполярья хоть и укрыты сугробами большую часть года, но снег там чаще всего плотный, как асфальт, и покрыт вечной ледяной коркой. А уж если начать искать такое место, чтобы было много снега (причем пушистого и мягкого), да еще и чтобы горы были — хватит пальцев на двух руках. Хибины, Приисковый, Северный Урал, Алтай, Лаго-Наки... А уж мест, где снега действительно очень много, — и того меньше. Одно из таких мест — Верхне-Паратунская долина, расположенная в 80 км от Петропавловска-Камчатского. Для нас, снегоходчиков, она интересна в первую очередь тем, что горные массивы вокруг нее расположены таким образом, что в ней всегда выпадает очень много снега.

content image for: 52422

«Очень много» — весьма размытая характеристика. Для примера — метр свежего пушистого снега, выпавший за ночь — это норма. Вечером оставил снегоход у крыльца, а с утра не нашел его — завалило «с головой». Входя с улицы в домик, оказываешься на втором этаже, не поднявшись ни на единую ступеньку. Под ногами примерно четыре-пять метров снега. Признаюсь, столько снега я не видел никогда в жизни.

Помимо этого, в долине много термальных источников. Здесь и открытый бассейн прямо посреди сугробов, и нет проблем с отоплением и горячим водоснабжением. Горячей воды — в избытке. В таком чудесном месте расположилась турбаза «Снежная долина», которая и приняла горную школу.

content image for: 52422

Словом, место идеальное. Но бассейн и природа — далеко не все, что требуется для обучения езде в горах. Главное, пожалуй, это «педагогический состав». В этом отношении Камчатка тоже щедра. Инструкторский состав школы можно оценить по высшему разряду, однако обо всем по порядку.

Школа Skidooking предоставляет курсантам полный перечень необходимого: горные снегоходы последнего модельного года Ski-Doo Summit SP, учебную литературу, пособия, учебные фильмы, горно-спасательное и даже медицинское тренировочное оборудование.

content image for: 52422

Нужно отдать должное инструкторам — очень большую часть времени в программе курса занимает лавинная подготовка. Причем не только практическая, но и теоретическая. Ведь гораздо важнее не попасть под лавину, нежели быстро и профессионально из нее спасать товарищей.

Каждое утро начинается с теории лавин. Оказывается, современная наука гляциология достигла весьма серьезных успехов в изучении схода снежных масс с наклонных поверхностей. Курсанты узнают о типах лавин, причинах их появления, условиях сходов. Изучают, какие склоны наиболее лавиноопасны. Уклон, расположение относительно сторон света, температурные колебания за последние несколько суток, разница в температуре воздуха и снега на разных глубинах и многое-многое другое влияет на вероятность лавинообразования. Оказывается, стихию можно просчитать с довольно высокой долей вероятности! Однако даже сегодня, в 21 веке, главное правило противолавинной подготовки говорит, что даже если все факторы указывают на безопасность склона, лавина все равно возможна. 100% гарантии нет никогда.

content image for: 52422

Несмотря на кажущуюся безопасность снега (он же мягкий и рыхлый), он способен убивать. Средняя скорость лавины — 150-200 км/ч. 120 км/ч лавина набирает за 5-6 секунд. Плотность рыхлого, свежего снега составляет примерно 300 кг на кубометр, а плотного и слежавшегося — 600 кг/м3. Лавина, размером 10 на 10 метров и толщиной 50 см весит 15 тонн. Можно себе представить, какой разрушительной силой обладает тело, массой в 15 тонн, несущееся со скоростью двести километров в час? Попадать в нее совсем не хочется.

Тем не менее, по статистике, снегоходчики занимают первое место среди всех экстремалов по попаданию под лавины. Поэтому вторая обязательная ежедневная часть программы обучения — отработка действий группы по поиску и спасению попавших под лавину.

content image for: 52422

Первое правило — не ездить одному. Во всяком случае, в те места, где есть хоть минимальная вероятность схода снега. Хотя, выбираться в горы одному зимой в любом случае не стоит. Даже простая поломка может привести к нехорошим последствиям, ведь идти пешком даже по метровому снегу практически невозможно. В горы зимой нельзя выезжать без трех вещей — лавинного датчика (бипера), щупа и лопаты. Именно эти вещи в той или иной степени дают шанс на спасение.

Бипер — это прибор, который умеет излучать и улавливать радиосигнал. В нормальном «походном» состоянии он постоянно «маячит» сигналом. Если человек оказывается под снегом — он дает возможность найти его местоположение по сигналу. В состоянии «поиск», бипер переключается в режим приема сигнала, указывая примерное направление и расстояние до излучающего датчика.

content image for: 52422

Научиться быстро и слаженно распределять роли в поиске пострадавших, работать с бипером, щупом и лопатой (а ведь даже копать нужно не просто, а по особой технологии) и является основной задачей. Выучить теорию не сложно, а суметь быстро соорганизоваться всей группой и эффективно провести поиск и спасение — дело сложное. У нашей группы в первые дни тренировок получалось откапывать только условные «трупы» — слишком долго возились. Ведь шанс на спасение у человека под лавиной есть, только если его выкопали в первые 15 минут. Каждая дальнейшая минута под снегом — многократно увеличивающийся вариант отправиться из-под снега сразу в ящик.

content image for: 52422

Еще одна немаловажная деталь «туалета» горного снегоходчика — лавинный рюкзак с подушкой безопасности. Обратите внимание на фото — у каждого райдера на правой лямке рюкзака виднеется красная ручка. В случае схода лавины нужно дернуть за нее и за спиной надуется большой красный мешок. Он позволяет остаться на поверхности снежной массы, или, по крайней мере, уйти не очень глубоко. Штуковина довольно дорогая, но когда речь идет о собственной жизни — это становится не так важно.

Напрашивается вопрос — а зачем все это? Покупать дорогущий снегоход, везти его черте-куда в горы, чтобы покататься, тратить деньги на противолавинную экипировку и курсы, не считая экипа и прочих расходов, и все ради того, чтобы оказаться под лавиной?

content image for: 52422

Горная езда, пожалуй, наиболее технически сложная дисциплина среди всех снегоходных. Зачастую, здесь нет права на ошибку, даже если речь не идет о лавинах или снежных ураганах. Мощный Summit со здоровенными снегозацепами и длиннющей гусеницей хоть и дарит ощущение всепролазности, однако всадить его на склоне — легче легкого. А вот выкопать часто получается только при помощи друзей.

На пути снегохода может оказаться обрыв, скала, деревья, и часто есть только один вариант объезда препятствия. Одно неверное движение — и можно улететь в пропасть, или крепко застрять, просто уткнувшись в дерево, а ведь по склону хотя бы градусов 30 задним ходом уже не сдашь, так что права на ошибку нет. Так в чем же тогда смысл всей этой затеи?

content image for: 52422

Катание в горах — это дисциплина, сродни Формуле 1. Самые последние достижения техники, самые совершенные машины, оборудование, экипировка... Здесь требуются самые сложные навыки управления снегоходом и требуется больше всего физических сил.

В то же время горный снегоход позволяет достигать недоступные для прочих видов наземной техники места, испытывать невероятные ощущения свободы, нахождения там, куда не доберется никто, удовольствие от того, что ты смог, что ты полностью контролируешь машину, построенную по последнему слову техники и технологии. Ну и, конечно, ни с чем несравнимое ощущение свободы передвижения.

content image for: 52422

Однако для того, чтобы хоть немного приблизиться к тем парням, которые с видимой легкостью катаются по практически вертикальным склонам, прыгают многометровые дропы и вертят под собой снегоход так, как будто он весит 20 килограммов, а не двести, нужно потратить изрядное количество времени на «учебном» склоне.

Сложность обучения горной езде заключается в том, что система снегоход-пилот имеет такое количество «настроек», что без опытного инструктора, который сможет увидеть ошибки и исправить их, не обойтись. По «самоучителю» научиться ездить, конечно, можно, но это займет очень много времени, сил и денег на ремонт снегохода.

Положение на снегоходе, перемещение по подножкам, работа газом и тормозом (зачастую совместная), выбор правильных траекторий и умение направить снегоход именно туда, куда нужно, а не туда, куда он поехал сам, научиться всем нюансам и хитростям — именно для этого и нужна школа.

content image for: 52422

Ну и, конечно, стоит помнить о том, что сама по себе Камчатка — удивительный край. Даже сидя в сугробе, выкапывая в сотый раз застрявший снегоход, глядя на окружающую красоту сквозь пелену пота, заливающую глаза, не перестаешь наслаждаться дикой и суровой природой и завидовать самому себе. Камчатка показала нам всю свою красоту и мощь. Яркое солнце, отражающееся в миллиардах снежинок, синее небо, сильнейшие снегопады, засыпающие снегоход до состояния сугроба в считанные минуты, величие и непостижимость вулканов... Обучение в школе Skidooking на Камчатке — это невероятное совмещение приятного с приятным. Бесценный опыт езды по сверхглубокому снегу и невероятные виды на вулканы, горячий бассейн под открытым небом после каталки со снежинками, падающими на голову, нежнейшая рыба на ужин и свежайшая красная икра на завтрак... Впечатления черпаешь огромной ложкой и единственное, о чем думаешь, — это как бы все это запомнить, переварить и не упустить ни одной секунды. Словом, Камчатка — это невероятное место, а уж если оказываешься там с одним из лучших снегоходов в мире, да при поддержке опытных инструкторов — можно с уверенностью сказать, что жизнь удалась. Такое количество знаний, опыта и впечатлений вряд ли можно получить где-то еще за столь короткий срок.

Благодарим компанию «Росан» и BRP-центр «РПМ» (г. Петропавловск-Каматский) за возможность участия в школе.
www.skidooking.ru

Павел Курлапов

Фото: Людмила Фигура

Видео: Михаил Мороз

Павел Курлапов