Камеры ГИБДД «урезали в правах»

Госавтоинспекция запретила штрафовать водителей за ряд нарушений, зафиксированных автоматическими комплексами

ГИБДД России запретила наказывать водителей за целый ряд нарушений, если они были зафиксированы при помощи комплексов автоматической фиксации. Практику применения дорожных камер Госавтоинспекция разъяснила в письме президенту Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктору Травину.

content image for: 43594

Отныне водителям нельзя будет выписать штраф с помощью камер за такие нарушения, как непристегнутый ремень безопасности и езда без ближнего света фар за городом. Такие меры, в частности, практиковались в Воронеже, Тамбове и Татарстане. При этом инспекторы ГИБДД выявляли нарушения «визуально», используя снимки, сделанные камерами.

«В начале года ко мне обратились автовладельцы Воронежа с вопросом: законно ли штрафовать собственников транспортных средств, если выявлено такое нарушение камерами видеофиксации, как непристегнутый ремень?» — пояснил Виктор Травин корреспонденту «Авто Mail.Ru». — Я разъяснил это в одной из публикаций в СМИ, которая называлась «этим ремнем да по одному бы месту». Сотрудники центра видеофиксации нарушений не вправе наказывать за это. Почему? Все очень просто: центр выявляет нарушения исключительно в автоматическом режиме. Так работают камеры - реагируют на превышение скорости, движение по выделенке и кое-где на стоп-линию, на красный. На другие нарушения камеры в автоматическом режиме не реагируют. Центр видеофиксации в Воронеже, а, говорят, еще Тамбова и Татарстана, от нечего делать брал в компьютере изображение, сотрудники в ручном режиме просматривали его, выявляли непристегнутый ремень на фото и отправляли собственнику авто постановление о штрафе. Я разъяснил, что это незаконно, а письмо от ГАИ это только подтвердило. Центр может выявлять нарушения только в автоматическом режиме без привлечения сотрудников ГАИ и может наказывать собственников, таков закон. Но как только сотрудники центра начинают просматривать фото, обнаруживать в ручном режиме какие-то нарушения, они уже не вправе. Они должны направить эту информацию в ГАИ, на территории которой водитель был не пристегнут. И наказывать нужно было не собственника, а непосредственно самого нарушителя. То есть центр не имел право наказывать сам и не имел право наказывать собственников. ГАИ на это отреагировала, дала указание в регионы — прекратить эту порочную практику».

«В настоящее время подобная практика исключена. В подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне направлены соответствующие указания», — сказано в письме, подписанном замначальника ГИБДД РФ Владимиром Кузиным. В свою очередь, в ГИБДД также пояснили, что камеры можно использовать для контроля скорости, выезда на полосу для общественного транспорта и другие нарушения, предусмотренные документацией на приборы.

«По поводу уже выписанных штрафов, я думаю, есть смысл обращаться в суд и требовать восстановления сроков на обжалование, хотя понятно, что он прошел, — добавляет Травин. — Это же тысячи автовладельцев, которые заплатили по тысяче рублей. Для многих регионов это немаленькая сумма. Суд, как правило, в этих вопросах разбирается ловко и хорошо. Там понимают, что не имели права сотрудники центров привлекать к ответственности. Суд должен вынести решение по жалобе об отмене постановлений. И тогда с ним нужно обращаться к получателю платежа. Это городской бюджет. И требовать от него возврата уплаченных денег. Тот, кто проявит упорство, я считаю, свое обязательно получит».

Тимофей Исаев