Новая «автогражданка» для Беларуси. Ищем отличия от старой

Сегодня, 1 июля, в Беларуси начинает действовать новая версия «автогражданки», которая несёт сразу несколько серьёзных новшеств. Каких? «Авто Mail.Ru» расскажет подробно!

Все нижеописанные нововведения начинают действовать 1 июля. Причём не важно — был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств до этой даты или после.

content image for: 46197

1. При оформлении ДТП без вызова ГАИ размер выплаты вырастет с 200 до 400 евро

Сегодня только 15% автомобилистов, ставшие участниками ДТП, пользуются европротоколом, то есть упрощенным оформлением аварий. Теперь, когда вырастет сумма выплат, число таких водителей должно вырасти. Таким образом авторы поправок планируют не только снизить загрузку сотрудников ГАИ, но и избавиться от заторов на улицах крупных городов, когда мелкая авария надолго парализует движение.

2. Для мопедов и квадроциклов также вводится «автогражданка»

С апреля 2011 года мопеды и квадроциклы подлежат обязательной регистрации в ГАИ, поэтому логично, что «автогражданка» теперь распространяется и на данные виды транспорта. Размеры страховых взносов установлены как для мотоциклов со схожими характеристиками: 0,7 евро при заключении договора на месяц, 4,2 евро – на год.

3. Для электромобилей начнут действовать отдельные тарифы

«Экомобили» разделены на гибридо- и электромобили, а размер страховых взносов пока установлен исходя из среднего расчетного значения страховых взносов для легковых автомобилей: для электромобилей — 7,7 евро на месяц и 43,1 евро на год; для гибридов — 10,6 евро на месяц и 59,7 на год.

4. Меняется порядок доплаты по возросшему риску

Если автомобилист переехал из региона в столицу или начал использовать свою машину в качестве такси, к ранее заключенному договору страхования ему необходимо доплатить определенную сумму. Разумеется, многие «забывали» это сделать... Отныне, в случае выявления недоплаты страховщик направит страхователю заказное уведомление, в котором потребует доплатить страховой взнос и... внести штраф в двойном размере от суммы этой доплаты. На это водителю даётся всего 10 дней. В ином случае средства будут взысканы принудительно.

5. Виновник ДТП при оформлении следующей страховки получит штрафную надбавку

За безаварийное вождение сейчас положена скидка — по 10% в год. За пять лет можно получить максимальную скидку — в половину стоимости страховки. По новым правилам, если водитель станет виновником ДТП, он полностью теряет скидку и ещё получает штрафную надбавку вплоть до 100%. А если при оформлении договора страховки человек скроет факт ДТП, то страховая компания вправе применить штрафные санкции: сумму доплаты и штраф (в двойном размере доплаты), которые будут взысканы путём совершения исполнительной надписи нотариуса.

6. Снято ограничение в размере 3-кратного лимита ответственности

До введения новшеств при наличии в ДТП нескольких потерпевших страховое возмещение выплачивалось в 3-кратном размере лимита ответственности (всего — 30 000 евро), а в случае его превышения данная сумма возмещения каждому потерпевшему пропорционально уменьшается. Теперь данное ограничение снято: каждый пострадавший по отдельности сможет получить страховое возмещение в зависимости от степени причинения вреда в пределах установленного лимита ответственности.

7. Расширен список вариантов получения страхового возмещения

  • Как и ранее, пострадавший может получить деньги наличными. В таком случае размер вреда определяется исходя из среднеарифметической стоимости одного нормочаса работ и с учётом износа автомобиля.
  • Как и ранее, потерпевший может самостоятельно выбрать СТО, на которой будет производиться ремонт поврежденного автомобиля. Но теперь, если сумма затрат на ремонт превысит выплаченную сумму, автомобилист вправе будет обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы, и ему компенсируют разницу.
  • Страховщик вправе предложить потерпевшему (с его письменного согласия) направить поврежденный автомобиль для ремонта на указанную СТО. В таком случае стоимость ремонта страховщик оплатит непосредственно СТО, а потерпевший получит отремонтированный автомобиль.

8. Ужесточено понятие «гибель транспортного средства»

До 1 июля если размер вреда (с учетом НДС) превышал 80% от действительной стоимости машины, автомобиль считался погибшим. Теперь, поскольку многие автовладельцы ремонтировали погибшие автомобили и продолжали их эксплуатировать, погибшей машина будет считаться только тогда, когда размер вреда превысит её действительную стоимость.

9. Расширен перечень организаций, куда может обратиться за выплатой (прямое урегулирование)

Теперь потерпевший сможет обратиться:

  • к страховщику, с которым у причинителя вреда заключен договор обязательного страхования;
  • к страховщику, с которым у потерпевшего заключен договор обязательного страхования;
  • к страховщику, с которым у потерпевшего заключен договор добровольного страхования имущества.

Страхователь, заключивший договор комплексного внутреннего страхования и который является виновником ДТП, с заявлением о выплате страхового возмещения может обратиться:

  • к страховщику, с которым у него заключен договор комплексного внутреннего страхования;
  • к страховщику, с которым у него заключен договор добровольного страхования наземных ТС.

А если виновник ДТП не заключал договор обязательного страхования, то потерпевший вправе обратиться только в Белорусское бюро по транспортному страхованию.

10. Договор комплексного внутреннего страхования можно будет оплатить в рассрочку

На сегодня таких договоров заключено всего 14 тысяч, но теперь, когда возможна двухэтапная оплата, число сторонников комплексного внутреннего страхования должно возрасти. Отметим, что страховой взнос для автомобилей с объемом двигателя от 1800 до 2500 кубических сантиметров составляет 80,2 евро за 6 месяцев, 110,4 евро — за год.

11. За «зеленую карту» можно будет заплатить российскими рублями

Страховой взнос по договору «Зеленая карта» производится в иностранной валюте — долларах или евро. Теперь же белорусы, выезжающие на территорию России, смогут оплатить взнос российскими рублями, так как ранее многие автомобилисты жаловались на отсутствие такой возможности.

Алексей Кованов

Алексей Кованов