ОСАГО: как не платить за навязанные услуги

ЦБ выступил с разъяснениями о том, что страховщики не в праве отказывать в оформлении страховки тем, кто не платит за дополнительные услуги

Известно, что некоторые страховые компании пытаются всеми правдами и неправдами убедить клиента купить вместе с полисом ОСАГО что-нибудь еще: например, «расширенное ОСАГО», обеспечивающее покрытие большего ущерба при возникновении страхового случая. Иногда доходит до того, что клиенту отказывают в оформлении обычного полиса, если он не согласен оплачивать дополнительные услуги. Подобные массовые прецеденты, зафиксированные в Башкирии, стали причиной проверок, которые осуществила республиканская прокуратура, а Банк России даже опубликовал на этот счет собственные рекомендации.

content image for: 47058

Прокуратура Башкирии выявила, что страховщики «массово» отказывают в оформлении так называемого «чистого ОСАГО» и в большинстве случаев «навязывают» другие виды страхования. Это нарушение было зафиксировано в филиалах всех пяти проверяемых компаний — «Росгосстраха», СК «Уралсиб», БАСК, Военно-страховой компании и «Энергогаранта», сообщает «Коммерсантъ». Пока, правда, удалось привлечь к ответственности лишь рядовых менеджеров, а вот доказать, что они действовали по приказу руководства, не удается. Обычных сотрудников страховых компаний штрафуют за подобные деяния на 3-10 тысяч рублей.

Центробанк, являющийся регулятором в данном вопросе, разъясняет: «На основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если страховщик уклоняется от заключения договора, лицо, намеренное заключить со страховщиком договор ОСАГО, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

Кстати, напомним, что нас скоро ждет реформа ОСАГО, в результате которой стоимость страхования вырастет, и ее будут поднимать ежегодно. Подробности – в материале «Полис ОСАГО будет дорожать каждый год».

Павел Ёлшин