На автопилоте. Тест автономного Volvo S60

Пробуем на себе, как изменится жизнь водителей и мир вокруг с появлением полностью беспилотных автомобилей

«Господа, достаточно нажать лишь одну кнопку и — вуаля!», — говорит наш водитель, после чего отпускает руль, убирает ногу с педалей и поворачивается к пассажирам. «О, Господи, что же он делает, мы же сейчас разобьемся!», — лишь успевает пронестись в голове. Но в следующую секунду ничего не происходит — наш Volvo S60, изящно подруливая рулём, продолжает движение на крейсерских 70 км/ч, пропуская вперед автомобили, выезжающие с прилегающих дорог. Как такое возможно? Всё очень просто — хватит обыкновенного волшебства! И высоких технологий, которые Volvo разрабатывает в рамках проекта Drive Me.

content image for: 46568

Впервые с разработками этого проекта «Авто Mail.Ru» познакомился в феврале этого года. Тогда моему коллеге Юрию Урюкову представили концепцию, в рамках которой уже в скором времени дороги станут гораздо безопаснее благодаря практически полному исключению человеческого фактора (более подробно об этом вы можете узнать из статьи «Водитель будет нам не нужен»). Но то была лишь закуска, а на этот раз нас позвали в Гётеборг на ездовую презентацию самого настоящего автономного автомобиля, способного ехать самостоятельно.

content image for: 46568

Зачем же нужно отказываться от водителя? Не секрет, что возможности человека за рулем в каждый конкретный момент ограничены скоростью его реакции, навыками, возрастом, степенью усталости и прочими факторами. Кроме того, нам свойственно ошибаться, и ценой оплошности может стать чья-то жизнь. И даже когда мы ездим, строго соблюдая правила, мы несовершенны. К примеру, обычный водитель не способен ехать за впереди идущей машиной с дистанцией в несколько сантиметров или припарковаться настолько вплотную к соседу, чтобы нельзя было открыть собственную дверь.

«В итоге пространство используется крайне неэффективно, мы постоянно расходуем больше топлива, чем нужно и, самое главное, тратим очень много времени на сам процесс вождения. А что если все эти задачи за вас будет решать автомобиль, а вы во время езды за рулём сможете почитать книгу, проверить почту или подготовиться к важному докладу?», — спрашивает технический специалист Volvo Йонас Экмарк.

content image for: 54872

Фантастика? Вовсе нет — именно такие задачи решаются в рамках проекта Drive Me. По планам Volvo к 2020 году автомобили шведской марки не должны попадать в аварии, по крайней мере — серьезные. А создание автономного автомобиля — один из шагов на пути к этой идиллии, ведь если машина может сама двигаться и без водителя, то риск ДТП будет практически нулевым. Уже в 2017 году на улицы Гётеборга выйдут 100 автономных автомобилей, которые опробуют простые водители. Но мы проехались на такой машине уже сегодня.

content image for: 46568

Мы садимся в салон и выезжаем на окружную дорогу, где происходит демонстрация нового автопилота. Неужели можно вот так просто взять и довериться технике? Оказывается, что нужно! Дело в том, что автономный автомобиль получает гораздо больше информации, чем обычный водитель. Человек за рулём полагается лишь на свои органы чувств, в то время как наш Volvo S60 черпает информацию сразу из нескольких источников. В ход идут не только всевозможные датчики и радары, но и система GPS, камеры и, самое главное, различные облачные сервисы обмена информацией с окружающей инфраструктурой и другими участниками движения.

Езда в автономном режиме напоминает настоящий аттракцион: поначалу немного необычно, но потом привыкаешь настолько, что кажется — именно так и должны ездить автомобили. Главное — не забыть взяться за руль, когда пересаживаешься в привычную машину

В настоящее время автономный автомобиль способен двигаться только по местному аналогу МКАД, поскольку здесь нет пешеходных переходов и перекрестков. Научиться безопасно преодолевать их — следующий шаг для автономных автомобилей Volvo. Хотя когда в 2017 году первые машины с автопилотом выйдут на тесты, зона «автономности» тоже будет ограничена определенными улицами в Гётеборге. Связано это с тем, что для таких автомобилей нужно подготовить окружающую инфраструктуру.

content image for: 46568

Думаете, это — самое сложное? Оказывается, нет! Больше всего проблем возникает... с правовой базой. К примеру, кто будет отвечать в случае, если автономный автомобиль все же попадет в ДТП? Каким образом будет происходить в будущем обмен информацией с другими участниками движения, которые тоже, наверняка, обзаведутся облачными сервисами? Что вообще будет считаться по ПДД «автономным автомобилем»? А в других странах? А на международном уровне?

content image for: 46568

В общем, вопросов действительно много. Но в Volvo о них знают и не боятся трудностей. «Мы активно взаимодействуем как с местными властями, так и с различными поставщиками схожих систем. Наша цель — выработать единые стандарты и правила сертификации», — поясняет Йонас Экмарк, добавляя, что сейчас практически все пользуются лифтами, хотя когда-то это устройство требовало обязательного наличия лифтера. Правда, беспокоиться о том, что автономные автомобили напрочь убьют удовольствие от вождения, не стоит. Во-первых, до выхода на мировой уровень пройдет немало времени. Во-вторых, систему можно будет и отключить. А в-третьих, до повсеместного распространения таких «самоходок» нас ждет длинный переходный период.

content image for: 46568

Итак, автомобили с технологией Drive Me будут самостоятельно ездить. А что же они смогут еще? Представьте: вы приехали на встречу, вышли, нажали на кнопку на смартфоне, а автомобиль самостоятельно нашел свободное место и припарковался. Когда вам понадобилось добраться домой, вы вышли, дали сигнал своей машине, она самостоятельно подъехала прямо к вам. Как в фильме про будущее? И вновь нет — такой автомобиль уже существует, и его нам тоже показали в рамках данной презентации.

Когда наблюдаешь эту картину со стороны, кажется, будто где-то спереди спрятались маленькие человечки. Но, как мы убедились сами, за рулём действительно никого не было. Правда, маленькая оговорка: так парковаться этот Volvo V40 пока умеет только на специальной площадке из-за привязки к карте местности, координатам GPS, разметке и другим данным. Но это — пока, а в дальнейшем автомобили Volvo «научатся» так делать везде в своём родном Гётеборге, а потом и в других городах. Конечно, если там будет соответствующая инфраструктура

«Получается, можно будет съездить в бар, выпить там и абсолютно безопасно доехать домой на своей машине?», — осторожно спрашиваю я, как бы извиняясь за свой типично русский вопрос. «Пока что нет, но в будущем — однозначно! — на полном серьезе отвечает мне Йонас. — Ведь ваша реакция и навыки не понадобятся для работы электроники. Более того, водительские права в этом случае тоже уйдут в прошлое!», — добавляет он.

content image for: 46568

А уж как могут измениться окружающие города! Никаких светофоров, дорожных знаков и разметки, компактные парковочные места, позволяющие вместить всех желающих, высокая безопасность и стирание границ между личным и общественным транспортом, новые города с улицами, удобными для всех... В общем, автономные автомобили открывают новые горизонты не только для водителей, но и вообще для всех людей, ведь изменение в одной сфере жизни неизбежно влечет цепную реакцию в другой. Кстати, не надо думать, что проекты вроде Drive Me — удел исключительно благополучных стран вроде Швеции. «Привезти автономный автомобиль в Россию и протестировать его на улицах Москвы — это настоящий вызов. Но однажды мы примем его и победим», — уверены в Volvo.

Тимофей Исаев

Фото Volvo

Infrastructure improvements
Тимофей Исаев