Прикосновение Мидаса - история создания великого Golf

В конце марта отмечается знаменательная дата в истории автомобиля. Сорок лет назад был выпущен самый первый Volkswagen Golf

В конце марта отмечается знаменательная дата в истории автомобиля. Сорок лет назад был выпущен самый первый Volkswagen Golf. Юбиляру искренние поздравления от «Авто Mail.Ru»! Вместе с ними прилагается и посвящение главному автомобилю 70-х.

content image for: 45990

Историческая перспектива — интересная штука. С высоты прожитых десятилетий открываются факты и события, в реальности которых сегодня так легко засомневаться. Ну вот взять хотя бы Volkswagen. Сегодня гигант из Вольфсбурга, семимильными шагами приближающийся к званию крупнейшего автопроизводителя планеты, готов похвастать едва ли не самой широкой модельной гаммой в мире и рекордными прибылями. Порой кажется, что так было всегда, но погоди-ка... Нажимаем кнопку rewind, перематываем историческую пленку на полвека лет назад и видим перед собой совсем другой Volkswagen.

Это не цветущая компания, а терпящая убытки контора, тщетно пытающаяся найти сменщика своей единственной популярной модели. Речь к слову о VW Beetle, созданной гением Фердинада Порше еще до войны.

content image for: 45990
content image for: 45990

Конечно, именно благодаря «Жуку» Volkswagen вообще получил путевку в жизнь. Более того, массовое производство четырехколесного насекомого стало важнейшей шестеренкой в локомотиве, вытянувшем промышленность Германии из руин. Но всему хорошему есть предел, и в 60-х, когда доходы европейцев, наконец, уверенно поползли вверх, спрос на «битла», напротив, стал стремительно снижаться.

В Вольфсбурге вроде и понимали, что надо идти дальше, но вот беда: главные «фольксовские» новинки 60-х — Typ 3 и Typ 4 — стали если не провалом, то разочарованием. На фоне большинства конкурентов, активно осваивавших преимущества переднего привода, «трешка» и «четверка» выглядели анахронизмами. Задний привод, заднее же расположение мотора, воздушное охлаждение...

content image for: 45990
content image for: 45990

Короче — не торт. Однако первый человек VW Хайнц Нордхофф и слышать не хотел о переднем приводе. Учитывая его репутацию и заслуги перед компанией (именно Нордхофф в 50-х выстроил Volkswagen вокруг «Жука»), перечить Хайнцу никто не решался.

Кто знает, чем бы все закончилось — история знавала оглушительные катастрофы куда более крупных брендов, — но удача оказалась на стороне Volkswagen. В 1969-м фирма из Вольфсбурга по случаю сделала весьма знаковое приобретение. Трофеем стала компания NSU, инженерные таланты сотрудников которой могли поспорить лишь с громадой финансовых проблем. Поглотив «Швейно-Вязочную Унию» (не удивляйтесь, именно так с немецкого расшифровывается аббревиатура NSU, которая когда-то начинала бизнес с выпуска швейных машин), Volkswagen получил доступ к практически уже готовой к запуску модели K70. Переднеприводный, переднемоторный седан с двигателем жидкостного охлаждения быстренько оснастили эмблемой VW и поставили на конвейер. И — о, чудо! — VW K70 пошел в Европе куда лучше, чем Typ 3 и Typ 4.

content image for: 45990
content image for: 45990

Впрочем, Курт Лотц, новый исполнительный директор VW, сменивший к тому времени Нордхоффа, сделал правильные выводы даже раньше. Разработкой нового компактного переднемоторного, переднеприводного хэтчбека — проекта под кодовым названием ЕА337 — инженеры из Вольфсбурга занялись одновременно с рыночным запуском модели К70.

Курт Лотц, человек, которому Golf обязан путевкой в жизнь
Курт Лотц, человек, которому Golf обязан путевкой в жизнь

Выбрав цель, средств немцы не жалели. Серьезность подхода подчеркивает хотя бы такой факт, что дизайн новинки VW поручил уже тогда знаменитому Джорджетто Джуджаро. Будущий «автомобильный дизайнер столетия» создал простой, запоминающийся и модный облик с короткой кормой, по-спортивному выраженными колесными арками, ниспадающей линией капота и элегантными прямоугольными фарами. Прямоугольными? Именно, никакой ошибки. Говорят, маэстро Джуджаро был в бешенстве, когда узнал, что «эти немцы» заменили его оптику банальными кругляшами.

Впрочем, сдается, даже если бы фар у «Гольфа» (название, кстати, происходит не от игры миллионеров, а от теплого течения в Атлантике) не было вовсе, это едва ли помешало бы его успеху.

content image for: 45990
content image for: 45990
content image for: 45990
content image for: 45990

Просто автомобиль крайне удачно попал в волну. Удачный размер, удачная компоновка, удачная внешность — уже, согласитесь, немало. Но машина подкупала еще и уже тогда считавшейся традиционной «фольквагеновской» добротностью и редким сочетанием комфорта подвески и острой управляемости.

Отсюда, к слову, растут ноги и легендарной модели Golf GTI. Мероприятие, начинавшееся как «сайд-проект» инженеров, решивших добавить юркому хэтчбеку мощности, встретило одобрение у менеджмента и со временем превратилось в целую франшизу.

content image for: 45990
content image for: 45990
content image for: 45990
content image for: 45990

Мифическому царю Мидасу приписывалось фантастическое свойство превращать в золото все, к чему бы он ни прикоснулся. Golf обладал тем же талантом в мире автомобилей.

Смотрите сами. «Гольф» в личине легкого грузовичка известен под именем Caddy — в мире грузопассажирских «каблуков» машина поистине культовая. Кабриолет на базе Golf MkI простоял на конвейере 13 лет и уже сегодня считается классикой. Что уж говорить, если сам Golf из отдельно взятой модели превратился в имя нарицательное для самого популярного в мире автомобильного сегмента. Когда конкретно это произошло, никто теперь наверняка не скажет, но сегодня кажется, что так было всегда.

content image for: 45990

10 самых необычных Golf по версии «Авто Mail.Ru»

Почему-то 40-й день рождения отмечать не принято. Но пройти мимо такой даты и не отметиться подарком? Нет, невозможно. Правда, мы немного отошли от своих же традиций. И вместо десятки самых-самых «гольфов» подобрали самые необычные.

1-2. Golf Turbo/Aliporta Rinspeed (1979)

content image for: 45990


content image for: 45990

Помните, Джорджетто Джуджаро был крайне недоволен круглыми фарами серийного Golf Mk1? Не иначе как Франк Риндеркнехт, основатель кузовного ателье Rinspeed, решил потрафить уважаемому коллеге и вернул «Гольфу» прямоугольную оптику. Впрочем, VW Golf Turbo любопытен не только этим. Во-первых, это вообще первая работа Rinspeed, что само по себе почетно. Ну и слово Turbo в названии не случайно. 1,6-литровая «четверка» с улиткой выдавала 136 л.с. и разгоняла «концепт» до сотни за 7,5 с.

Конечно, одного турбомотора, пластикового обвеса и новых фар маловато для полноценного концепт-кара. Это мнение разделяли и в Rinspeed, чуть позже представив версию Golf Aliporta с тем же силовым агрегатом, но со встроенными (!) прямоугольными фарами и дверьми типа «крыло чайки».

3. Golf Syncro (1986)

content image for: 45990

Чем он отличается от обычного хэтчбека? На первый взгляд, как будто ничем. Да и приставка Syncro к знакомому имени не сразу раскрывает загадку. Поди догадайся, что этим словом VW когда-то обозначал свои полноприводные модели! Трансмиссию 4×4 для Golf создавали совместно со специалистами Steyer-Puch (да-да, теми самыми ребятами, что разработали и Gelandewagen). Продвинутый по тем временам «фо-бай-фо» с вискомуфтой и плавным распределением момента между осями, однако оказался довольно дорогим в производстве. Golf Syncro стоил на треть дороже моноприводного брата-близнеца. Неудивительно, что общий тираж модели составил чуть больше 25 тысяч экземпляров.

4. Golf Country (1990)

content image for: 45990

Если Syncro с виду ничем не отличался от обычного гражданского хэтча, то Golf Country — совсем другая тема. Рама, увеличенный дорожный просвет, мощная защита картера, кенгурин, кожух запаски на пятой двери. И все это, помноженное на кузов Golf и трансмиссию от Syncro. В итоге в самом начале 90-х Volkswagen предлагал покупателям полноценный не кроссовер даже, а вездеход, на фоне которого нынешний Tiguan кажется выпускником балетного училища.

Вот только в ту пору покупатель не понимал, зачем покупать внедорожник, если ездишь по асфальту. Вот почему Golf Country еще больший раритет, чем Syncro. За два года не выпустили и 8 тысяч штук...

5. Golf cityStromer (1984)

content image for: 45990

Вновь, на первый взгляд, подвоха нет — хэтч как хэтч. Но смотрим внимательнее. Так, а где решетка радиатора? А что за шнур тянется из-под капота? Тепло. Горячо. Обжегся! Да это ж первый серийный Golf на электротяге! И да, он случился еще в середине 80-х. Правда, емкости 16-ти простеньких гелевых аккумуляторов хватало лишь на 50 км пробега. И то, что называется, при попутном ветре. Зато с ценой уже тогда все было «хорошо». За электрический cityStromer просили 45 тысяч дойчмарок — более чем вдвое к цене базового бензинового хэтча.

6. Golf G60 Rallye (1989)

content image for: 45990

Самое интересное в этой версии — это, конечно, уникальный мотор G60. Для второй половины 80-х это была весьма сложная инженерная конструкция с механическим компрессором, промежуточным охладителем и системой впрыска топлива с общей магистралью. Благодаря всему этому хозяйству 1,8-литровая «четверка» развивала 160 л.с. Такие цифры и четверть века спустя кажутся более чем приемлемыми. Заряженная версия «гольфа» с компрессорным мотором оснащалась полноприводной трансмиссией и при этом разгонялась до сотни за 7,8 с. Правда, сложность и дороговизна мотора вновь ограничили популярность этой весьма замечательной версии.

7. Golf Pikes Peak (1987)

content image for: 45990

Чего уж там, крупных успехов в автоспорте за душой «Гольфа» нет как нет. А ведь все могло случиться иначе, если бы не досадная случайность... Достаточно вспомнить, что самый знаменитый в мире скоростной подъем на холм — легендарный Pikes Peak в Колорадо в 1987-м должен был выиграть именно Volkswagen Golf. Причем не обычный, а оснащенный сразу двумя двигателями!

Суммарно пара лихо форсированных 1,8-литровых «четверок» выдавала аж 650 л.с., что при снаряженной массе чуть более тонны, транслировалось в феноменальную динамику. Бимоторный Golf разгонялся до сотни за 3,4 секунды! Неудивительно, что в предварительных заездах немецкий раллист Клаус-Йохим Кляйнт показал лучшее время. Увы, до финиша основной хронометрируемой секции Pikes Peak 650-сильный монстр не добрался из-за поломки передней подвески.

8. Golf Harlequin (1996)

content image for: 45990

Некоторые называют этот автомобиль жертвой сбоя компьютерной программы, перепутавшей нумерацию кузовных панелей на конвейерной ленте. На самом деле спецверсия «Арлекин» — идея всемогущего Фердинанда Пьеха, решившего, что разноцветный автомобиль это вовсе не колхоз, а прикол.

Технически Golf Harlequin представлял собой обычный 5-дверный хэтч третьего поколения c разноцветными кузовными панелями. Всего было выпущено 264 экземпляра, которые до сих пор вызывают скорее улыбку сожаления, а не восхищенное придыхание.

9. Golf Variant Van (2011)

content image for: 45990

Такую тачку не каждый день увидишь. А в наших краях не увидишь, пожалуй, вообще. Да и кому, в самом деле, может понадобиться грузопассажирская версия универсала на базе VW Golf, когда существует тот же Caddy? Большой, надежный коммерческий грузовичок по нормальной цене. Ответ на этот вопрос находится за гранями нашего понимания. Впрочем, раз такие вот кастрированные вэны выпускают, значит, это кому-нибудь да нужно...

10. VW Design Vision GTI (2013)

content image for: 45990

Концептуальный хот-хэтч, представленный на прошлогоднем GTI фестивале на австрийском озере Вёртерзе. В нем, на секундочку, 650 л.с., умопомрачительный обвес с гребенками воздухозаборников и... ноль шансов пойти в серийное производство. Впрочем, для поддержания стойкого интереса к заряженным «гольфам» такие концепты бесценны. Для коллекционеров недалекого будущего, кстати, тоже.

Михаил Медведев