«Встречный» обгон, отбойник, удар

В этой аварии вина за водителем «Газели», он пошёл на обгон, не рассчитав расстояние до встречного автомобиля. Но у водителя автомобиля с видеорегистратором были шансы если не избежать, то, по крайней мере, смягчить последствия
Данное видео является учебным материалом.

Разбор аварийной ситуации с комментариями Авто Mail.Ru (учебный материал)

Получилось глупо. С точки зрения ПДД, в этой аварии полностью виноват водитель «Газели», он пошёл на обгон, не рассчитав расстояние до встречного автомобиля. Затем, поняв, что не успевает закончить манёвр, «газелист», вместо того чтобы замедлиться и принять вправо в свою же полосу, сместился на «встречную» обочину. У водителя внедорожника Nissan с видеорегистратором были шансы если не избежать, то, по крайней мере, смягчить последствия.

1. Водитель внедорожника с регистратором видел, что встречные автомобили обгоняют фуру. Эта ситуация уже сама по себе опасна – фура длинная, обзор из-за неё ограничен, и тем, кто её обгоняет, труднее верно рассчитать действия. Поэтому...

2. Нужно предельно внимательно контролировать ситуацию и быть готовым к экстренному торможению. Многие встречным водителям во время их затяжных обгонов мигают дальним светом, дескать «проснись!», «опасно!», «можем не разъехаться!» – всё верно, но этого мало.

3. Если появляются хоть малейшие подозрения, что обгон встречного пройдёт небезопасно, заранее примите правее.

4. Не помешает одновременно с этим предупредить о перестроении «поворотником». Так уже издалека мы внятно даём обгоняющему понять, какая часть дороги остаётся для него, и что мы, «в случае чего», будем уходить вправо (на обочину или даже в кювет, подобную ситуацию мы разбирали в материале «Уход от встречного грузовика: прощай, дорога, здравствуй, поле»).

5. Если ситуация с обгоном долго не разрешается, не тяните до последнего, отпустите газ или вовсе приступите к торможению вплоть до экстренного. Не бойтесь «комментариев» и осуждения других участников движения. Лучше секунду побыть «трусом», чем стать покойником. Тем более, что это вовсе не трусость, а предусмотрительность. Заранее смещаясь вправо и сбрасывая скорость, мы оставляем нерадивому (наглому/безумному) встречному и, главное, себе(!) больше места как в длину, так и в ширину, следовательно, у него больше шансов успеть закончить или прекратить манёвр. К тому же, последствия аварии тем легче, чем ниже скорость сближения.

6. Активные действия – мигающий дальний свет, звуковой сигнал, «поворотник», резкий манёвр в сторону своей обочины, загоревшиеся во время торможения стоп-сигналы – всё это дополнительное предупреждение для окружающих, которое служит лишним поводом ещё раз глянуть вокруг в поисках причины этих экстренных действий. Возможно, увидев и поняв это предупреждение, водитель фуры сильнее принял бы в сторону своей обочины, и тогда для обгоняющей Газели мог освободиться больший коридор. Причём этот коридор раскрылся бы ещё до того, как «газелист» понял, что «выхода нет». Вероятность разъехаться значительно увеличилась бы. Хотя в данной ситуации места для разъезда всех троих и так было предостаточно, взгляните на схему ниже.

content image for: 37382

Какой вывод? На участках дорог, оборудованных металлическим ограждением барьерного типа, почти всегда остаётся возможность существенно сместиться правее на обочину в сторону отбойника. Кстати, сама отбойная лента при столкновении хорошо гасит энергию удара и смещается в сторону, тем самым она даёт дополнительный шанс на спасение. Правда, во время такого контактного торможения лента способна ощутимо отбросить автомобиль обратно на проезжую часть.

content image for: 37382

Почему водитель «Газели», в конце концов, метнулся на встречную обочину? Он до последнего не мог принять адекватное решение, что ему делать, и, когда загнал себя в тупик, в условиях стресса и дефицита времени совершил очередную ошибку. Да, он балбес, «тормоз», бестолочь – называйте как хотите. Возможно, вдобавок, не учёл инертность гружёной машины. Может двигатель заглох или разлетелась крестовина во время обгона. Или подвели неисправные тормоза, не позволившие затормозить и вернуться в ряд. А может, всё сразу? Так бывает, и от этого никому не легче. Подобный пример – очередное подтверждение того, что всегда полезно учиться предполагать и прогнозировать развитие ситуаций, предвидеть и, по возможности, компенсировать ошибки других участников движения.

content image for: 37382



Водитель внедорожника, оснащённого регистратором, пытаясь смягчить последствия, в последний момент экстренно тормозил (при такой встречной скорости каждый километр в час на счету) и пытался уйти от «Газели» правее. Но уворачиваться было поздно.

Далее за здоровье и жизнь седоков в таких случаях борются средства пассивной безопасности – кузов, ремни, преднатяжители и подушки (если имеются). Манёвр внедорожника вправо ситуацию не спас, но, как ни странно, обоим участникам ДТП сыграл на руку. Автомобили во время удара друг с другом провзаимодействовали по всей ширине – энергию строго фронтального удара обоих автомобилей приняла и погасила зона программируемой деформации. Сминаемые силовые элементы передка внедорожника самортизировали удар и существенно снизили пиковые замедления и нагрузки, действующие на кузовы автомобилей. Если седоки при столкновении пристёгнуты – шансы уцелеть и не получить травмы куда выше. Ведь зафиксированные тела надёжно удерживаются широкими лентами (давление распределяется по большой площади) и замедляются вместе с кузовами.

content image for: 37382



Вывод: если есть сомнения в безопасности манёвра вышедшего навстречу водителя, оценив обстановку вокруг, смещаемся вправо, сигналим, тормозим, (хотя ПДД при возникновении аварийной ситуации требуют только принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства). Если ситуация потребовала съезда на обочину – это всегда чревато потерей управляемости, на гравий надо съезжать, будучи готовым стабилизировать машину (ABS и ESP, если что, в этом случае помогут).

И ещё: если видим, что встречный обгоняет, не ждём до последнего, воображая себя лётчиком, идущим в лобовую атаку. Ни в коем случае не усугубляем ситуацию – не «учим проходимца» и не мешаем ему. Действуем согласно правилу «трёх Д» – Дай Дорогу Другому (Дураку). Многие думают и делают так: «ты, мол, вылез на встречную, ты и разруливай!», «я прав, ты не прав!», «я не пущу!», «я ни за что не подвинусь!». Дорога и, тем более, такие ситуации – не место и не время для выяснения отношений. Если кто не знает – Великая Отечественная война давно закончилась, а те, кто едет навстречу, такие же водители, а не асы люфтваффе. Каждый из нас может ошибиться или сдурить. Да и техника тоже небезотказна. Наша главная задача – безопасно целыми и невредимыми доехать до пункта «Б». Вот и всё. А для этого нужно постараться.

content image for: 38841

Такая ситуация может возникнуть с вами в любой момент! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Никогда никуда не спешите. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.


Видео с аналогичной ситуацией и удачным исходом:

Водителю автомобиля, с которого велась запись, большой респект! Заметил, сориентировался, начал сбрасывать скорость (слышно по звуку двигателя). Далее, хладнокровно прицелившись в коридор между встречной фурой и отбойником, сполз правыми колёсами на обочину и вышел победителем.

На видео хорошо видно, что водитель тягача, осознав свою ошибку, тормозит (сизый дым из-под колёс) и отворачивает в сторону своей полосы.

Данное видео является учебным материалом. Источник

Домашнее задание:

В следующий раз, как поедете по загородным дорогам, обратите внимание на ширину обочин, в том числе и в тех местах, где установлены отбойники. Обочина ваш дополнительный шанс. Всем удачи, тренируйте глазомер.

Виталий Кабышев

Виталий Кабышев