Прибалтийский сюрприз

Носимся на «трёшке» MPS по невероятному литовскому треку «Неманское кольцо» вместе с Mazda Sport Academy

География курсов Спортивной академии Mazda ширится «не по дням, а по часам». Ещё летом я с удовольствием «утюжил» асфальт немецкого Хоккенхаймринга, осенью оказался на одной из лучших трасс планеты – бельгийской Спа-Франкоршам, а сейчас я сижу за рулём... двухлитровой Mazda3 с «автоматом», передо мной – заурядная на первый взгляд разметка из конусов, а справа – экс-чемпион Литвы по ралли. Да-да, именно Литвы! Школа под руководством Олега Кесельмана выбралась и на постсоветское пространство – на трек «Неманское кольцо».


Никогда не слышали о таком? Это вполне естественно – трасса за свою полувековую историю не была на слуху. Её открыли близ посёлка Качергине (недалеко от города Каунас) в 1960 году, и тогда она принимала чемпионат СССР по кольцевым гонкам. Но спустя несколько лет «Неманское кольцо», которое использовало дороги общего пользования, было признано не соответствующим нормам безопасности, и соревнования там прекратили.


Стационарный трек построили чуть южнее в 1976 году. Длина стала больше – 7,4 километра. И хотя трасса по-прежнему не могла похвастать популярностью, здесь проходили мотогонки и этапы национального первенства по автоспорту. Но после развала Союза автодром потихоньку приходил в упадок и едва не сгинул с лица земли. Помощь подоспела вовремя – новая дирекция во главе с Эдуардасом Якасом призвана спасти «Неманское кольцо».


Сейчас используется участок длиной 3,3 км – его-то и реконструируют в первую очередь (пока в соответствии с международными стандартами восстановлено только полтора километра). Но автодром не прекращает свою деятельность – здесь проходят региональные гонки, приезжают люди на публичные трек-дни. Работают тут и школы вождения. Теперь к их числу присоединилась и Спортивная академия Mazda, приехавшая сюда вместе с журналистами «на разведку» в конце прошлого года.


Из отзывов моих знакомых, ездивших на «Неманское кольцо» весной 2010-го, я уже знал, что трасса весьма скоростная и впечатляет перепадом высот – этакая Северная петля Нюрбургринга в миниатюре. Да и погодка похожая – ветрено, сыро, а температура едва превышала нулевую отметку. Почти как во время моего визита на Нордшляйфе полтора года назад. Неудивительно, что все 260-сильные хэтчбеки Mazda3 MPS были «обуты» в зимние нешипованные шины (уже упомянутая двухлитровая «трёшка» предназначалась для весьма интересного упражнения, но об этом чуть позже).


Однако боевого настроя Олега Кесельмана эти условия ничуть не лишили. Первым делом набиваемся вчетвером в «его» MPS и пытаемся хотя бы примерно запомнить трассу за пару-тройку кругов. Но в память «закачиваются» не знания, а восторг. Леденящие душу скоростные повороты, невероятные подъёмы и спуски. Темп сумасшедший! Специально для нас на трек выставили ретардеры из конусов (их иногда используют во время соревнований), но без них и на сухом асфальте Олегу накануне удалось выжать из «мпски» 240 км/ч!


По машинам рассаживаемся впечатлённые. Сначала – несколько кругов за ведущей машиной. Старт с пит-лейн, затем слалом и только после этого набираем скорость и ввинчиваемся в левый быстрый поворот, не сбрасывая газ. К моменту первого торможения перед ретардером стрелка спидометра забирается за отметку «140». Тормоз в пол, стрёкот ABS, моргание «аварийки». А дальше самое главное – хорошо выйти из шиканы, как можно раньше начиная разгон.


Кстати, разгон – не такое простое занятие! 380 «ньютон-метров» рвут и мечут, совсем не церемонясь с шинами даже на третьей передаче. Так что лучше не отключать систему стабилизации – она работает мягко, не допуская пробуксовки. И, как выяснилось, не мешает в скоростных поворотах. Других на трассе в Качергине и нет! Снова дуга, которая сменяется спуском, торможение (уже со скорости порядка 180 км/ч), ретардер и опять газ до упора! А в низшей точке трассы серое выщербленное полотно вдруг круто взлетает вверх и уходит влево. На подъёме нас ждала последняя и самая медленная шикана. Оставшуюся часть круга реально проехать, не отпуская правую педаль. Но это – если не страшно.


А поначалу нога сама инстинктивно стремится к тормозу – финальная часть состоит из фантастических спусков, подъёмов и очень скоростных поворотов. При этом от стальных отбойников трассу отделяют лишь символические несколько метров травы. Чем не Нордшляйфе? Потом, когда нас на несколько кругов отпустили в «свободное плавание», мне уже удавалось хотя бы не касаться средней педали там, где этого не требуется. И эти сумасшедшие «американские горки» затягивали всё сильнее и сильнее.


Благо, что на треке Mazda3 MPS проще в управлении, чем норовистый заднеприводный родстер MX-5. Мощный турбомотор позволяет не использовать низшие передачи, а блокировка дифференциала и адекватно работающая DSC помогает переднему приводу реализовать весь потенциал шин. Который, кстати, оказался довольно высоким – я ожидал худшего от мягкого податливого протектора зимних покрышек. Но в околонулевых условиях на мокром асфальте они работали надёжно.


Неплохо проявила себя и подвеска. Асфальт на большей части «Неманского кольца», конечно, не сравнить с российскими дорогами, но и он оставляет желать лучшего – местами есть волны, выбоины, трещины. Однако Mazda позволяла мчать, не снижая темпа – рысканий почти не было, да и до пробоев не доходило. Разительный контраст с предыдущим поколением MPS, которая металась из стороны в сторону, стоило оказаться на неровном участке. Вторая генерация стала куда дружелюбней к водителю.


Как всегда и бывает, только-только начал входить во вкус, а наше время истекло. Паркуем «MPS-ки» на пит-лейн и меняемся с коллегами, откатавшими двухлитровую «трёшку» с «автоматом». Стоп. Если мы катались на треке, то где же колесили они? Оказывается, организаторы припасли сюрприз. Скучать второй группе не пришлось – им подкинули хорошее развлечение раллисты из местной школы вождения.


Итак, я за рулём голубого хэтчбека, а справа инструктор – бывший чемпион Литвы по ралли (все прибалты, кстати, очень хороши в этой дисциплине). Перед глазами – с десяток конусов, выставленных в линию. Между ними – разрыв. В общем, надо просто проехать несколько кругов по «восьмёрке». Плёвое дело! Но не тут-то было. Первая ошибка – отпускаю ручник. Делать этого не нужно, потому что задняя часть машины приподнята и установлена на тележку с колёсиками. Это не просто Mazda, это – так называемый «скид-кар», который используется для отработки навыков езды в скольжениях. На таких тренируются армия, спецслужбы во многих странах, спортсмены, а в некоторых странах это входит в программу обычных автошкол.


Дальше ждало форменное издевательство. Первая «шпилька» заканчивается неминуемым разворотом. Вторая – аналогично. В чём дело? Немногословный инструктор прокомментировал: «Опаздываешь»! Так как задняя ось фактически лишена сцепления с дорогой, то нужно учитывать инерцию машины. И делать надо всё заранее, ещё в точке пересечения «восьмёрки». Понял. Уже там я должен просчитывать траекторию, поворачивать колёса на правильный угол, а дальше простым нажатием на тормоз закидывать корму туда, куда мне нужно.


Получилось! После первого тренировочного заезда второй, уже хронометрируемый, я откатал без проблем, показав лучшее время. Главное – спокойствие, плавные движения и никакой суеты. Всё в точности как на льду! Воспользоваться этими навыками мне пришлось совсем недавно на презентации новой программы Спортивной академии Mazda. Отныне в зимний курс входят не только упражнения на двухлитровой «трёшке» и полноприводной CX-7, но и на заднеприводном родстере MX-5. Именно с последним вариантом я и познакомился в рамках подготовки к одному интересному мероприятию – командной ледовой гонке в Швеции. Состоится она в конце февраля, и мы обязательно поделимся всеми подробностями.


И если уж говорить о будущем, то с середины весны стартует летняя сессия Mazda Sport Academy. «Обкатка» трассы в Качергине признана успешной, так что «Неманское кольцо» добавится к Хоккенхаймрингу, Нюрбургрингу и Спа-Франкоршам. Литовский трек ближе к России, да и поездка туда наверняка окажется дешевле (точных данных пока нет). Отрадно, что не забывают в Академии и о наших автодромах. Подмосковное Мячково – по-прежнему ближайшая площадка, но Mazda может заглянуть и на «Смоленское кольцо», открытое в прошлом году. Видимо, география курсов будет только расширяться.

Вадим Гагарин
Фото: Сергей Крестов для компании Mazda