Финальные открытия: едем 12 часов гонки серии SWS

Одним из принципов великого Айртона Сенны был тот, что нужно всегда стремиться к большему, становиться лучше после каждой гонки. Вот и мы в редакции «Авто Mail.Ru» стараемся вынести что-то новое и важное из каждого соревнования
Дмитрий Ласьков

Одним из принципов великого Айртона Сенны был тот, что нужно всегда стремиться к большему, становиться лучше после каждой гонки. Вот и мы в редакции «Авто Mail.Ru» стараемся вынести что-то новое и важное из каждого соревнования, на старт которого доводится выйти. Этим опытом и знаниями я буду делиться в каждой статье о любительских гонках. Что-то покажется наивным, а что-то лежит на поверхности, но не очевидно, пока не пройдёшь это сам. Но главное — всё это реально работает!

В этом году я прокатился в нескольких разных сериях: в гонке Legends, где узнал, что между картом и «кузовом» есть интересная промежуточная ступень, победил в командном Mazda Sport Cup, где оказалось, что случайности служат закономерностям; промчал в длинных картинговых марафонах, где узнал о важности концентрации, и даже в суточной гонке на картах, где впервые постиг особенности «индора». На очереди отчёт о Финале картинговой серии SWS (Sodi World Series) — 12-часовом марафоне на трассе Маяк в подмосковной Икше. Вроде бы, типичная гонка, но я снова вынес из неё множество интересных открытий.

После публикаций об участии в серии SWS нашу команду заметили парни из гоночного коллектива Squadra: Кирилл Варюхин и Дмитрий Янковский предложили нам провести совместную тренировку перед финалом. Парни уже давно занимаются картингом и имеют сформировавшуюся команду, которая постоянно тренируется и старается ехать все значимые чемпионаты на трассах Москвы и области, а также выезжает на длинные гонки на выносливость за границу — например, в Берлин или Дубай. В общем, тренеры нам достались опытные: видя наш стартовый уровень, они пообещали снять каждому минимум по полсекунды с круга. А значит, появлялась возможность реально побороться с соперниками. Пусть и «на своём этаже», то есть ближе к хвосту пелетона.

Верная траектория на Маяке одна единственная, а вот техника вождения может различаться в зависимости от антропометрических данных пилота, его реакции, моторики и прочих индивидуальных показателей. Тормозить здесь или просто под сброс? «Открыться» до апекса или уже после? Такие вещи пилот начинает шлифовать уже тогда, когда перестаёт ехать явно мимо траектории, чем мы все поголовно страдали перед встречей со «Скуадрой». Главным стало осознание того правила, что проехать медленно по верной траектории и потом улучшиться за счёт техники пилотирования можно, а вот если ехать мимо траектории, то медленно будет всегда.

В день гонки каждый из нас сумел набрать неплохой темп и навязать борьбу ближайшим соперникам — были и обгоны, и прорывы и провалы. Никогда ещё мы не ехали так близко друг к другу, и причина здесь не только в технике вождения: мы наконец-то стали использовать тактику! В командных гонках со сменами пилотов это означает такой подбор момента пит-стопа, когда на выезде из него стоит так называемая «ракета», то есть заведомо хороший и быстрый карт. Для этого менеджер команды всю гонку ведёт учёт выезжающих и возвращающихся на пит-лейн машин и командует пилоту сменяться в нужный момент. Кажется, сложно? Пока не попробуешь — так и есть. Но эта гонка доказала, что уже при минимальном уровне пилотажа соревнования без менеджмента — пустая трата времени.

И пусть в этот раз мы снова финишировали ближе к концу списка, пусть наделали ошибок на пит-стопах и наполучали штрафов за это — главное, мы поняли, что способны учиться, бороться и прогрессировать. Нам уже не нужно объяснять, что руль карта держат особым хватом, что траектория должна быть максимально плавной, а скорость выхода из поворота куда важнее скорости входа. Со временем открываются не только основы, но и мелкие секреты, приносящие на финише ещё одну-две позиции: например, на длинных прямиках можно помочь карту разогнаться прыжками в сиденье, а поребрики не все одинаковы — некоторые атаковать можно, а некоторые совершенно не стоит.

Впрочем, гоночная наука необъятна, и постигать её будем и впредь. А в заключение небольшой факт, который подтверждает всю серьёзность происходящего с пилотами казалось бы несерьёзных машинок. По истечении 12 часов гонки на финише первое и второе места разделяли... одна целая и шесть десятых секунды! Почти столько же мы при неудачном раскладе «сливаем» топ-пилотам на одном единственном круге. А здесь команды проехали почти 600 кругов, чтобы на последнем из них оказаться в 1,6 секунды друг от друга! Так что все выигранные сотые и тысячные падают в копилку успеха команды-лидера. И было приятно, что тренировали-то нас победители — именно Squadra выиграла финал командной серии SWS 2013 года на картодроме Маяк.

Автор: Дмитрий Ласьков
Фотографии автора