В ПДД сказано — водителю велосипеда или мопеда запрещается ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой. Однако по отношению к автомобилистам такого запрета не существует. Поэтому мы решили прокатиться на машинах, не держась за руль. И не на закрытом полигоне, а в крупном мегаполисе. На скоростной магистрали! Вам кажется, что мы, наконец-то, сошли с ума?
Вообще, большинство крупнейших производителей уже давно ведут работы по созданию автопилотов, которые позволят машинам самостоятельно передвигаться в пространстве. Над такими системами работают инженеры Volvo, Volkswagen, BMW и прочих фирм. А полностью автономный автомобиль от Google так и вовсе смог проехать самостоятельно более 500 тыс. км. В общем, машины без водителя скоро станут реальностью, это факт. Можно спорить только о сроках их появления на улицах. «После 2025 года рулевое колесо перестанет играть доминирующую роль в интерьере. Благодаря полностью автономным автомобилям, водителю не придется постоянно смотреть вперед или на приборную панель. Если это произойдет, то машину можно будет правда воспринимать как коробку, в которую садишься, чтобы доехать до нужного места», — заявил недавно Хан Хендрикс, вице-президент компании Johnson Controls, являющейся производителем компонентов для автомобильной промышленности.
Понимают близость новой эпохи и в японском концерне Toyota. Пока до создания полностью независимой от человека системы в Toyota не дошли. Вернее, они пока не рискуют выпускать такие машины на улицы городов. Однако построить автомобиль, на котором можно ехать и не держаться за руль, в Стране Восходящего Солнца уже способны — его-то мы и испытали во время поездки на автосалон в Токио (познакомиться со всеми новинками японского моторшоу вы можете в нашем разделе «Токио 2013»).
Первый показ элементов своего автопилота японцы решили провести на автомобилях марки Lexus. Оно и понятно — если у тебя есть известный во всем мире премиум-бренд, то именно он должен получать все самое передовое. К тому же, во время автосалона в Токио было объявлено, что скоро Lexus станет другим. Ведь многие водители считают автомобили этой марки немного скучными. Да, комфорт, скорость, дорогие материалы отделки и надежность в Lexus были всегда. Но не хватало индивидуальности и какого-то особого шика.
Именно поэтому новые Lexus получат очень смелый дизайн (главный акцент в нем будет сделан на необычной передней части). Кроме того, японцы решили продавать свои машины по-новому. Вместо традиционных автосалонов появятся так называемые бутики, какие есть у модных домов одежды (пока, правда, они будут открыты только в Токио, Нью-Йорке и Дубае). По словам японцев, это не автосалон в привычном нам понимании. Да, собственно говоря, и машин в таком бутике окажется совсем немного (например, в токийском стоит всего одна). Это скорее клуб, где можно попить кофе, пообщаться с друзьями, почитать книги и (как бы случайно) купить кое-какие модные вещи, одобренные экспертами Lexus. Это может быть одежда, обувь, предметы интерьера и так далее.
Без руля и педалей
Однако вернемся к Lexus IS, который едет по скоростной токийской магистрали. Поначалу все идет как обычно, однако вдруг на входе в дугу водитель отпускает руль и начинает смотреть по сторонам. Господи, мы сейчас разобьёмся!
Да, системы контроля за движением по полосам существуют уже давно. Но до сих пор они лишь помогали водителям, когда те уже совершали ошибки — чаще всего, электронный помощник при выезде со своей полосы лишь трижды подруливает, потом издает протяжный стон и прекращает свою работу (то есть всю ответственность автопроизводитель перекладывает на водителя).
Однако этот Lexus другой. Он совершенно спокойно смог провести автомобиль по нескольким извилистым поворотам. Причем сделал это очень четко и без истерик. В отличие от систем первого поколения, которые вступают в действие лишь при выезде с полосы (то есть, фактически, уже при создании опасной ситуации), электронный помощник от Lexus сам определяет центр и четко ведет машину в своем коридоре. Причем делает это лучше человека — оказывается, водитель бессознательно обычно смещает машину на 10-30 см в сторону от центра полосы.
Однако система Lane Trace Control (LTC) должна в будущем стать лишь частью новой системы под названием C-ACC (Cooperative-Adaptive Cruise Control). Здесь уже все сложнее. Если LTC при помощи камер и радаров просто ведет автомобиль по своей полосе, то адаптивный круиз-контроль нового поколения уже общается с другими автомобилями и получает от них самую разнообразную информацию. И не только о пробках. Например, благодаря C-ACC автомобиль будет заранее знать, что за поворотом на правой полосе стоит сломанная машина, а через три километра идут дорожные работы. А это значит, что водитель получит необходимые предупреждения и вовремя снизит скорость (это особенно важно на скоростных магистралях, где из-за отсутствия подобного обмена информацией и происходят аварии с участием нескольких десятков машин). Кроме того, Cooperative-Adaptive Cruise Control получает информацию с навигационных карт, знает крутизну следующего поворота и автоматически снижает скорость, если машина движется слишком быстро.
Но главная «фишка» новой системы в другом. Она позволяет ехать по автобанам в полностью автоматическом режиме! То есть вообще не нажимая на педаль газа или тормоза и не держась за руль. Правда, для этого нужен один ведущий, который будет задавать темп колонне. Причем у Lexus автомобили не просто утыкаются друг в друга и следуют за «вожаком» на минимальном расстоянии. Система позволяет гибко изменять расстояние и скорость. Мало того, она работает даже в том случае, если ведущий автомобиль скрылся за поворотом.
Перспективы? По словам японцев, они хорошие — это не просто «наука ради науки». Скорее всего, через два-три года первые версии C-ACC появятся на серийных автомобилях марки Lexus, а затем их получит и Toyota. А если это произойдет, то, наверняка, к тойотовской системе обмена информации начнут присоединяться и другие компании. Ведь сейчас концерн Toyota контролирует в общей сложности 50 (!) процентов японского автомобильного рынка (для сравнения у Nissan и Honda по 15%, Mazda имеет 5%, а остальные и того меньше).
Чика Како и гибрид
Небольшой хэтчбек Lexus CT 200h в России не слишком-то популярен. Между тем, японцы представили обновленную версию своего компактного гибрида. Причем, за модернизацию CT 200h отвечала... женщина. Для Японии это неслыханный случай, но, тем не менее, именно японка Чика Како недавно возглавила проект CT 200h.
Что она смогла сделать? В техническом плане не слишком много — автомобиль ведь подвергали рестайлингу, а не создавали новое поколение. И все же можно отметить, что CT 200h 2014 года стал смотреться гораздо интереснее старой версии. Главный удар в дизайне был нанесен по передней части, где появился новый бампер, иная решетка радиатора и так далее. Плюс добавили новые материалы отделки в салоне, немного другой стала мультимедийная система и «мышка», которая ей управляет (следующее поколение CT 200h должно стать гораздо более современным — скорее всего, там вообще исчезнут привычные нам кнопки, все будет переведено на сенсорное управление).
Еще можно отметить, что японцы немного доработали подвеску, сделали кузов чуть жестче, а мотор экономичнее. Если раньше силовая установка, состоящая из бензинового агрегата и электромотора, тратила в среднем на каждые 100 км пути 4,1 л топлива, то рестайлинговая машина в теории должна расходовать 3,8 л.
Продажи обновленных автомобилей стартуют в начале следующего года. Появятся они и у нас. Однако рассчитывать на бешеный спрос не стоит. Во многом из-за немалой цены — CT 200h стоит у нас от 1 318 000 руб. до 1 871 000 руб. Для сравнения, за 1 377 000 руб. можно купить более крупный седан IS 250, который имеет очень достойное оснащение.
«Рексус», момидзи и Шинкансэн
Денис Смольянов
фото автора