Шипованные покрышки («шипы»)
Но прежде давайте разберёмся, какими вообще бывают зимние шины.
Шипованные покрышки («шипы») — это зимними покрышки, обладающие металлическими шипами. Они предназначены для использования на снегу и льду, где обеспечивают надежную и предсказуемую управляемость автомобиля. На сухих асфальтированных дорогах их эффективность снижается из-за присутствия шипов. Принцип действия шипа основан на его «зацепе» за дорожное покрытие.
Фрикционные покрышки («липучки»)
Фрикционные покрышки («липучки») — это шины, которые обладают особыми характеристиками. Они обеспечивают им надежное сцепление с дорогой. Среди них — особый рисунок протектора, специальная резиновая смесь и наличие микроразрезов — ламелей. Благодаря им обеспечивается надежное сцепление с дорогой и эффективное отведение воды из пятна контакта.
Рисунок протектора играет важную роль в сцеплении шин с дорожным покрытием. Фрикционные шины имеют специально разработанный и уникальный рисунок, который обеспечивает лучшее сцепление в условиях, где присутствуют снег и лед. Рисунок протектора также помогает эффективно отводить воду и снег из зоны контакта шины с дорогой, что также способствует повышению сцепления и безопасности на дороге.
«Липучки» делятся на «арктические» (другое название — «скандинавские») и «европейские». Вторая разновидность будет лучшим выбором для жителей тёплых регионов, поскольку по характеристикам больше напоминает «всесезонку» и хорошо работает только при околонулевых температурах. Поэтому для суровых зимних условий подходит исключительно «скандинавская» разновидность!
Если боитесь, что продавец-обманщик продаст «еврошину» вместо «скандинавской», запомните несколько правил. Во-первых, на своих сайтах шинники уточняют, что «резина» предназначена «для условий мягкой зимы». Во-вторых, «скандинавов» отличают множество мелких прорезей-ламелей, мягкость протектора и угловатые «плечики», тогда как «европейцев» — более округлая форма (разумеется, мы говорим про поперечное сечение), и более твёрдый — даже на ощупь! — протектор. Также отличительным признаком служит индекс скорости. Шины для Европы более скоростные и маркируются буквами «H» и «V» (соответственно, 210 и 240 км/ч), а модели для Севера могут похвастаться только индексами «Q», «R» или «T» (160, 170 или 190 км/ч). Пока единственным исключением являются Michelin X-Ice 3, которые, несмотря на «арктический характер», щеголяют буковкой «Н» на боковине.
Сравнение «шипов» и «липучки»
Далее мы будем рассматривать только «арктические покрышки». И для начала выясним: действительно ли такие «липучки» значительно опережают «шиповки» по «асфальтовым дисциплинам»?
На чистом асфальте
Теорию оставим напоследок и вначале посмотрим, что скажут шинные тесты авторитетных автомобильных изданий: российской газеты Авторевю и финского журнала Tekniikan Maailma. Вот только одна загвоздка… В этом году эксперты Авторевю развели шипованные и фрикционные шины по разным зачётным группам! Однако коллеги уточняют: сравнивать результаты обоих зачётов можно, поскольку испытания проходили одновременно, в абсолютно одинаковых условиях.
![](https://resizer.mail.ru/p/0c1d10ef-e1f6-5f50-b7d7-161f1e601885/AQABvwNiDABeoxhCSHhRmFtEqGcD0P9u3fV6NrFM5ej5zGojRtTmyWSEolJOFvD4TsTUZnTwygHkMxfUB00e_3P6Zng.jpg)
В той дисциплине, которую принято считать слабым местом «шиповок», — «торможении на мокром асфальте со скорости 80 км/ч» — шипованные шины выступили неожиданно сильно! Смотрите: у фрикционных покрышек разброс результатов от 33,1 до 41,1 м, а результаты «зубастых колёс» — от 35,3 до 38,7 м. То есть на мокром асфальте современная шипованная и нешипованная «резина» тормозят примерно одинаково. Причём часть «липучек» даже проиграла «шиповкам»! Например, недорогая Кама Euro-519 выступила лучше, чем модные Bridgestone Revo GZ и Yokohama IceGuard 50…
![](https://resizer.mail.ru/p/3ba6e7b8-b501-5f0d-889c-4a7dceb99a60/AQABwNcxSdTSvGxdwCjTGL7fasQBbvzukkGxtX8_G7x5Sicfgsh56rDedL6DX3I-9aML5qGeZ3xCn47yAV0waHp6Ucw.jpg)
И в «переставке» на сухом асфальте (это упражнение ещё называют «лосиным тестом») результаты сопоставимые — обе разновидности «резины» достигли невероятно близкого уровня. Разброс показателей для «шиповок» составил 62,4−60,0 км/ч, для «липучек» — 63,7−59,7 км/ч. Снова паритет! Хотя на сухом асфальте фрикционные покрышки, конечно, выиграли. При торможении со скорости 80 км/ч «фрикционки» уехали на 30,2−33,1 м, а «шиповки» — на 33,5−35,7. Разница между «худшим» и «лучшим», согласитесь, не слишком большая.
![](https://resizer.mail.ru/p/abe3a075-562a-5499-baba-458d2e0f77d8/AQABgT9FC8ooes7JG09DUF97OXkgB1DhtA8vN8OlRraIfBtO1eebxO9xqgc_Yw2Y8Wx84ygnoHMKwvz4XpLxSSemlbA.jpg)
С результатами, которые приводит Tekniikan Maailma, ситуация похожая. В итоговых отчётах по упражнениям «Управляемость на мокром асфальте» и «Торможение на мокром асфальте» обе разновидности зимних покрышек числятся вперемешку. Более того! У финнов даже заезды по сухому покрытию не выявили лидера между двумя типами колёс… Таким образом, сказать, что определённая категория «резины» предпочтительнее на асфальте, нельзя: современные (снова повторим этот эпитет!) «шиповки» по своему уровню не уступают фрикционной «резине».
На зимней дороге
![](https://resizer.mail.ru/p/aa72f2c3-d5df-588d-9309-9c4d9c21cf8a/AQABB87G-nllLXao61p9N0fTyiYN9h6GHNTUVGPlU9i9-7L5y1oQ8R0KttpdvM9MW8apVaLaI8S63MH-kc4_hZLJXV8.jpg)
Может, вопреки мифам, фрикционные шины неожиданно блеснут на снежных и ледовых испытаниях? И действительно! На снегу «резина» без шипов оказалась крайне конкурентоспособной. По данным Авторевю, время разгона до 50 км/ч — в диапазоне от 7,7 до 9,5 с, а у «шиповок» — от 8,7 до 10,5 с. Пускай и небольшая, но разница есть. Также «беззубые» покрышки немного, но опередили «зубастых» конкурентов при прохождении извилистой трассы. У нешипованных колёс зачётные результаты — 90,7−96,3 с, у представителей «шипованного лагеря» — 91,8−99,2 с.
![](https://resizer.mail.ru/p/dd071eee-2599-553c-adeb-c46d0c08bd0f/AQABCD6AvyzxBQ8mjzHEaW07getHzhCU9WEbMTVPcjIu9TS7TSGA3tAYdNtqzcFJkaMrsJuw10UAEpx3TGE7sZkNp6U.jpg)
Но укатанный снег на улицах российских городов — явление редкое. Гораздо чаще дороги покрыты «шугой», как специалисты называют снежно-водяную кашу. На таком покрытии фрикционные покрышки гораздо стабильнее! Лучшая из «шиповок» теряет сцепление на скорости 21,2 км/ч, а худшая из «липучек» всплывает на «кашице» глубиной 35 мм только при достижении 22,6 км/ч. Так что если ваши маршруты обычно пролегают по дорогам, где встречается замешанная на реагентах водно-грязевая субстанция, нужно либо выбирать нешипованные шины, либо снижать скорость. Иначе — потеря управляемости, занос и авария.
![](https://resizer.mail.ru/p/c6d2ada1-a404-54ea-83ad-804c21745992/AQABz3oXTh7q1eaT5OY-zA2dt_Ny6r12BflthHwiqD8N85IPIUvnveA60o1ytu7XuNeHofV1hayMxCCL140qv887L5o.jpg)
На льду ситуация противоположная. Здесь металлические «зацепы» вне конкуренции! Чтобы остановиться со скорости 25 км/ч, большинству «зубастых» моделей требуется меньше 13 м (исключение — наша Кама Euro-519, результат которой 13,5 м). В этот норматив среди представителей нешипованной категории уложились только Pirelli и Nokian (12,6 и 12,8 м, соответственно), остальным же «липучкам» на выполнение данного упражнения понадобилось от 13,2 до 14,8 м. Кстати, чтобы наглядно показать разницу между «арктическими» и «европейскими» шинами без шипов, приведём результат DMACK WinterSafe: машина на этих «европейских» колёсах затормозила через 16,2 м!
![](https://resizer.mail.ru/p/6a3487aa-c205-564e-901b-f162fe15805e/AQABwPAfH9BD9JvasG3qytSzoooHdJhkKiwZ82QVPNVHVAMekpCSiub7F1Bi7bFsyMiBO5AwS0ElIUCH2430zoKthHQ.jpg)
Другое показательное упражнение — заезды по ледяным трассам. Чем меньше время, тем большую скорость позволяет развивать покрышка при прохождении поворотов и тем безопаснее будет вождение. Так вот, ледяное кольцо шипованные покрышки проезжают за 25,8−29,8 с, а нешипованные — за 34,3−38,3 с. На извилистой трассе худшая из «шиповок» привезла результат 88,3 с, а лучшая из «липучек» — только 96,0 с. У испытателей Tekniikan Maailma очень похожие данные. В нижней части итогового протокола по всем «ледовым зачётам» — нешипованные модели. Как говорится, что требовалось доказать.
![](https://resizer.mail.ru/p/d6238f13-63cc-55a7-92d7-d01cf34e359f/AQABxuFmUPk8npr5pCVKQYQ9By6EbEXxWB0MhBIS_ICXcyTGKayVv3h--iSInlTdaD2_DWFOMQZfORi_li2SYMlEax4.jpg)
И с замерами уровня шума — никаких сюрпризов. По версии Авторевю «шиповки» заслужили от 5 до 8 баллов из 10 возможных (причём «восьмерку» получила только одна модель — Michelin X-Ice North 2), по версии Tekniikan Maailma — от 4 до 6 баллов также из 10 возможных. При этом у финнов «липучки» поголовно получили оценки 9 и 10, а у российских экспертов только Nordman RS «схватил» постыдные для тихих фрикционных колёс восемь очков, а все остальные модели также смогли похвастать высшими баллами. Так что любителям тишины по-прежнему рекомендуем нешипованную «резину»: шинники пока не могут сделать шипы тихими.
Итоги сравнения: теория без практики
А теперь давайте разберёмся, почему рассуждения бывалых водителей оказались заблуждениями. С шипами на твёрдых покрытиях понятно: принято считать, что шипованная покрышка опирается на асфальт именно шипами, а не протектором. Фактически же «резина» проектируется таким образом, чтобы верхняя часть металлического «зацепа» при движении по асфальту утапливалась внутрь протектора под весом автомобиля! То есть пятно контакта и у «шиповок», и у «липучек» примерно одинаково. При этом резина протектора «зубастых» моделей более твёрдая (для хорошего крепления шипов), поэтому многие шипованные модели на асфальте легко обошли своих фрикционных собратьев из мягкой резины.
![](https://resizer.mail.ru/p/8ea622b9-9744-58c9-aa13-39ece4c86a22/AQAB2pws4JCK8A0O860YtdcbqpLYBIBQLSU0JfWmoqctNWHDCilBxAVxj90pxPZ9vgU7OceVL2UWET-UGRXZRfDJNy4.jpg)
Отсюда обратный эффект, который не заметили испытатели. И не могли заметить: «ледовые» зачёты покрышки «сдавали» при температуре −14… −17oС, «асфальтовые» — и вовсе при плюсовых показаниях термометра. А ведь в суровый мороз, когда столбик термометра опускается за отметку «-20oС», с шипованными шинами происходят неприятные метаморфозы. Во-первых, лёд становится настолько твёрдым, что «зацепы» сильно утапливаются внутрь протектора — машина фактически остаётся без шипов! (Не сочтите за рекламу, но единственной пока маркой, которая нашла решение этой проблемы, является Michelin.) Во-вторых, жёсткая резина протектора становится «дубовой», отчего также ухудшается сцепление. И на ледовом, и на асфальтовом покрытии.
Получается, что при «большом минусе» мягкие нешипованные покрышки зачастую обеспечивают более надёжное вождение. Кстати, в комментариях многие наши читатели из Сибири отмечали, что ездят именно на «липучках». Дескать, в сильные морозы такая «резина» предпочтительнее. Подтверждаем: они совершенно правы! Также правы те водители, которые выбирают «фрикционки» для городских условий. На снегу (читай, во дворах, где плохо убирают коммунальщики) и на снежно-водяном месиве, замешанном на реагентах, шины без шипов показывают гораздо более убедительные результаты.
![](https://resizer.mail.ru/p/e332248a-c563-5b9b-bf13-259ca8fca696/AQABUB1tqcI7E_n3veq3wSBqzrVj3UHAqFftYA52xY20jFb5zCKIelVX6o63iH04-kKTwon-nSrPbyw4nInYTtwa4T0.jpg)
Впрочем, город городу рознь. В некоторых населённых пунктах дороги больше напоминают каток. И тогда, как показывают испытания Авторевю и Tekniikan Maailma, без шипов никак не обойтись. Как ни стараются шинники, гололёд остаётся слабым местом фрикционных моделей: в этой дисциплине даже самые лучшие новинки пока только пытаются догнать классические «шиповки»… И поэтому позиция некоторых автомобилистов, которые редко выезжают за пределы очищенных магистралей, но рублём голосуют исключительно за «зубастые» покрышки, вполне оправданна: кто знает, где встретишь гололёд? Правда, за такую страховку приходится расплачиваться постоянным шумом и повышенным расходом топлива.