Министр оправдался за плохое качество дорог в РК

Аскар Жумагалиев, министр транспорта и коммуникаций, объяснил в своем блоге причину низкого качества дорог в Казахстане

Аскар Жумагалиев, министр транспорта и коммуникаций, объяснил в своем блоге причину низкого качества дорог в Казахстане.

Жумагалиев признал, что 33% всей дорожной сети находится в неудовлетворительном состоянии. Он отметил, что до 2001 года дорожная отрасль в стране почти не финансировалась. Потом ямочным методом были отремонтированы всего 2,5 тыс.км дорог, чтобы хоть немного продлить их жизнь. В 2009 году деньги на дороги начали поступать в больших объемах, и в нынешнем году было отремонтировано 5,6 тыс. км дорог, из которых 2,3 тыс. км были полностью реконструированы.

Главной проблемой дорожной отрасли, по мнению Жумагалиева, является неправильная организация: функции заказчика, исполнителя и контролирующего органа сосредоточены в одном ведомстве. Такая ситуация создает условия для коррупции и некачественной работы. «В прошлом году мы приняли решение кардинально изменить эту структуру управления, перераспределив функции», — пишет Жумагалиев. За Комитетом автомобильных дорог были сохранены функции стратегического планирования, надзора и экспертизы. Выбором подрядчиков, разработкой сметной документации занимается АО «КазАвтоЖол». Принимать готовые дороги будут специальные инженерные службы, работающие на основе международных правил FIDIC. Такая система уже применялась при строительстве международного коридора «Западная Европа — Западный Китай», отметил министр.

В будущем казахстанские дороги будут управляться уже автоматизировано. Для этого МТК разрабатывает систему управления автодорогами, в которой будут скапливаться данные о состоянии дорог, имеющих дефекты, и интенсивности движения на них. В результате система сама сможет определить вид и приоритетность ремонта, а также подсчитать необходимый бюджет.

Еще одна беда казахстанских дорог — большегрузные автомобили. Груженые выше допустимого предела автомобили в прямом смысле раздавливают дорожное покрытие, пишет министр. Для их выявления используются посты транспортного контроля, однако они не до конца эффективны из-за низкой скорости работы и «человеческого фактора». Для их замены уже начали устанавливаться автоматические арки взвешивания, которые смогут решить проблему перегруженных машин на казахстанских дорогах. Уже установлено 13 таких арок, а в будущем году их количество вырастет до 31.

Поговорить в своем блоге о ситуации с дорогами Жумагалиева вынудил недавний жесткий разговор с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, о котором сообщали «Авто Mail.Ru». Глава государства поддал острой критике деятельность МТК и самого министра, намекнув на его некомпетентность в данном вопросе. «Вообще ты дорогами не занимаешься, и все об этом говорят. Может, потому что ты специалист по другой отрасли?», — сказал тогда президент.

Андрей Свиридовский