Рынок системы автокредитования в 2014 году может столкнуться с серьезными проблемами, передает газета «Известия». Оказывается, уже сейчас автокредиты по темпам просрочки обогнали все другие займы, а общий объем просроченной задолженности достиг почти 39 млрд рублей. Это на 33% больше, чем год назад!
По данным Национальной службы взыскания, в настоящий момент объем просрочки по автокредитам составляет 4,2% от совокупного портфеля автокредитов. Но гораздо более тревожными выглядят следующие цифры – на 1 октября 2013 года объем так называемых безнадежных долгов составил 24 млрд рублей. Это на 20% больше, чем в 2012 году!
По мнению экспертов, причина роста задолженности связана в первую очередь с тем, что многие банки начали активно работать на рынке автокредитования – подобная экспансия приводит к тому, что банки порой выдают кредиты «плохим» клиентам, которые имеют низкий доход и высокую степень закредитованности (по статистике на каждом десятом заемщике уже висит по пять кредитов).
Сейчас самый большой средний долг по кредитам «висит» на жителях Северо-Кавказского региона – 283 000 рублей на заемщика. Плохая ситуация в Уральском и Центральном федеральных округах (236,9 тыс. рублей и 208,4 тыс. рублей соответственно).
В Центральном банке пока не видят никакой проблемы в большом уровне просрочек по автокредитам. «Это залоговые кредиты. У банков есть возможность реализовать машину в случае дефолта заемщика», — уверен замдиректора департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. Однако стоит напомнить, что автомобиль относится к той категории товаров, которая со временем только дешевеет, причем весьма быстро. К тому же, не надо забывать, что на российском рынке сейчас наблюдается спад продаж — с начала года он уже потерял 7%.
«Вероятно, объем просрочки может значительно увеличиться в 2014 году, и уже тогда это создаст высокое давление на капитал банков, — считает аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. — Пока уровень не опасный, больше пугают перспективы. Если экономика страны продолжит оставаться в рецессии, а уровень безработицы среди населения начнет расти, кредитные портфели банков пострадают».
Кстати, обо всех особенностях развития авторынка в 2013 году вы можете прочитать в материале «Авторынок России: все в ожидании скидок».