Мы везём с собой кота...

Правила гласят: водитель и все пассажиры, находящиеся в автомобиле, должны быть пристегнуты. А как же четвероногие попутчики? А если резкое торможение? А вдруг авария? Мы решили разобраться в вопросе безопасной перевозки домашних животных в автомобиле

Правила гласят: водитель и все пассажиры, находящиеся в автомобиле, должны быть пристегнуты (подробнее в статье «Авария в городе: а если не пристегнуться?»). А как же четвероногие попутчики? Штатным ремнем их не привяжешь, а получить травмы животное может даже при резком торможении. А если, не дай Бог, авария! На этот случай существуют приспособления и нехитрые правила, которые помогут уберечь вашего питомца от неприятностей.

Умилительные картинки: кошечка гуляет по салону или собачка высовывает голову в открытое окно. Один раз даже видел, обезьянка скакала по рядам огромного вседорожника. А вот совсем не радужные кадры — авария, ремни удерживают людей, а животное летит через весь салон и со всего маху ударяется о панель приборов. Хорошо, что это эпизод не из реальной жизни, а фрагмент теста крупнейшего в Европе автомобильного клуба ADAC.

Основная задача, которую ставили перед собой организаторы теста, показать, каковы последствия столкновения, если нарушены правила безопасной перевозки четвероногого. Для этого на испытательную установку, которую разгоняют и резко останавливают, имитируя тем самым замедление, как при аварии, закрепили автомобиль. Точнее, его остов с сиденьями, панелью приборов и необходимыми элементами интерьера. Внутрь установили нештатные удерживающие системы, призванные спасти животное, а заодно и окружающих от травм. Скорость столкновения 50 км/ч — среднестатистическая при авариях на загородных трассах.

Два слова об обитателях салона. Роль водителя и пассажиров выполняют манекены Hybrid III, а животных... купили в магазине игрушек. А чтобы они были похожи на одушевленных четвероногих не только внешне, но и по массе (это важно при испытаниях на безопасность), утяжелили балластом — собачку «раскормили» до 22 кг, а кошечку — до 4 кг.

Думаю, кадры со скоростных камер заставят задуматься даже самых легкомысленных. Из-за человеческого невежества и безразличия могут пострадать не только животные, но и люди. 22-килограммовый пес, которого взрослый человек вполне может взять на руки, в момент удара тяжелеет в 25 раз. Только вдумайтесь — больше полутонны! Ласковый мохнатый Шарик становится смертоносным снарядом, летящим в вас или вашего спутника. И увернуться от него нет никакой возможности.


Мощь летящей с задней полки кошки менее разрушительна, но при полёте она рефлекторно выпускает когти, чтобы уцепиться за то, что попадётся под лапы. Не приведи Бог попасться ей на пути

Проблемой перевозки животных в автомобиле озабочены и страховые компании. Ведь выплаты на лечение животных и пострадавших от них в результате ДТП людей исчисляются суммами, напоминающими по числу цифр не ценники, а скорее номера телефонов. Более того, многие страховщики (речь, конечно же, идёт о «западном» опыте) отказывают в компенсации, если водитель грубо нарушил правила перевозки четвероногого. Иными словами, не позаботился о безопасности животного. И их аргументы часто базируются на многолетних исследованиях — сборе статистических данных, их анализе, многочисленных экспериментах и тестах. В ролике одной из крупнейших в мире страховых компаний Allianz рассмотрены несколько типичных ошибок, которые допускают нерадивые хозяева при перевозке животных, и даны советы, как избежать подобного в действительности.

Идеальное место для перевозки животного — в багажнике универсала, хэтчбека или внедорожника. Кстати, если в вашей семье есть или в ближайшее время появятся животные, предпочтительно при покупке машины выбирать автомобиль именно с таким типом кузова

Рекомендуем приобрести в зоомагазине специальный контейнер для перевозки. Они бывают разных размеров и подойдут даже на крупных собак, например, сенбернаров, ротвейлеров, доберманов. И прямо с рождения приучайте животное путешествовать в таком «домике». Загоняйте в него четвероногого друга, даже когда едете на короткие дистанции. Точно так же, как вы всегда пристегиваетесь или усаживаете ребенка в детское кресло, хотя проехать надо всего пару кварталов.

Кроме того, старайтесь размещать контейнер вплотную к спинкам заднего сиденья, чтобы бокс с животным не получил опасного ускорения при ударе. И обязательно — поперек движения. Так нагрузка, с которой тело животного надавливает на стенки контейнера и спинку сиденья (напомним, при аварии любые одушевленные и неодушевленные предметы, находящиеся внутри автомобиля, тяжелеют в десятки раз), распределится равномерно и оградит четвероногого от серьезных травм.

Хуже, если контейнер расположен продольно. Представьте, что на голову и шею животного придется нагрузка в несколько десятков, а то и сотен килограмм. Кроме того, в этом случае велико и удельное давление на спинку заднего сиденья. А если замки уже разболтаны или сама спинка недостаточно прочная, как у многих старых моделей, то животное сломает ее и полетит дальше в салон. Кстати, настоятельно рекомендуем, особенно владельцам неновых машин и крупных собак, защелкивать в замках ремни безопасности, даже если на заднем сиденье никто не сидит. Ремни, поддерживая спинки, ограждают и вас, и животное от травм.

Иногда купленная на рынке болонка вырастает до размеров дога — такая собака ни в один контейнер не влезет. Тогда автомобиль оборудуют прочными сетками или решетками за задними сиденьями, преграждающими доступ из багажного отделения в салон. Идеальный вариант, если автомобиль укомплектован таким разделителем на конвейере. Если же придется докупать такую защиту, обратите пристальное внимание на жесткость самой конструкции и на надежность креплений. Наиболее частые случаи, когда решетка не выдерживает нагрузки и проваливается в салон, а вслед за ней вперед летит и животное. По этой причине лучше универсальным решеткам, устанавливаемым враспор, предпочесть сделанные под конкретную модель, которые крепятся в штатные места (сверху в специально предназначенные для нее отверстия, а снизу под болты багажных проушин).

Если багажник полон вещей, а у вас кошка или некрупная собака, то транспортировочный контейнер с животным можно разместить на коврике за передними сиденьями. При этом кресло лучше сдвинуть до упора назад, тем самым зафиксировав бокс и лишив его подвижности при ударе. Если же животное с молодых когтей не приучено к транспортировочному контейнеру и категорически отказывается заходить в клетку, подберите для него специальную шлейку для перевозки в автомобиле. Ее пристегивают обычно к ремню безопасности или к его замку. Внимательно осмотрите изделие — лямки должны быть из прочного материала и надежно сшиты, а соединительные элементы (карабины, замки, пряжки, скобы) выдерживать нагрузку не меньше 50 кН (около полутонны). И отрегулируйте как можно короче ремень шлейки (если она крепится непосредственно в замок ремня безопасности), чтобы оградить животное при ударе о спинку переднего сиденья.

Выпускаемые сейчас ремни безопасности для собак не идеальны. Subaru объявила о начале проведения серии краш-тестов с использованием манекенов собак — для исследований были созданы манекены разного веса от 11 до 34 кг. В компании надеются, что результаты этой работы заставят производителей автомобилей задуматься над тем, что в машине часто перевозят не только людей, но и собак. Да и создатели всевозможного дополнительного оборудования тоже должны обратить внимание на эти данные. Ведь, как говорят эксперты, тот, кто придумает идеальное устройство для удержания собак в машине, за очень короткое время станет сказочно богат

Животное, попадающее в автомобиль, само себя защитить не сможет. Беречь братьев меньших — обязанность человека. Не пренебрегайте простыми правилами, и они уберегут от неприятностей не только вашего питомца, но и вас. Помните, мы в ответе за тех, кого приручили. Что же касается надёжности средств, обеспечивающих безопасность ваших питомцев, – дополнительных ремней, шлеек, боксов и перегородок, то это тема достойна отдельной публикации, следите за нами.

Анатолий Кравченко


Что ещё почитать?