24 мгновения Ле-Мана, которые невозможно забыть

В этом году знаменитейшая гонка Европы отмечает 90-летний юбилей. Пока вы готовитесь следить за очередной 24-часовой каруселью на трассе Сартэ, мы решили вспомнить самые яркие, драматичные, а порой и трагичные моменты истории Ле-Мана. Погнали!
Михаил Михайлов

В этом году знаменитейшая гонка Европы отмечает 90-летний юбилей. Пока вы готовитесь следить за очередной 24-часовой каруселью на трассе Сартэ, мы решили вспомнить самые яркие, драматичные, а порой и трагичные моменты истории Ле-Мана. Погнали!

1. Самый первый раз. Chenard-Walcker. 1923

Тогда все было иначе. Вместо ровного как стекло асфальта — слегка выровненная грунтовка, вместо стационарных трибун — временные. Правила — и те читались совершенно иначе. Изначально почетный кубок от фирмы Rudge Whitworth планировали вручать экипажу, который преодолеет наибольшее расстояние по итогам... трех ежегодных гонок подряд!

К счастью, достаточно быстро довольно абсурдный регламент упразднили. Зато герои у первого Ле-Мана были самые настоящие. Только взгляните на Chenard-Walcker 3 litre Sport, на котором Андрэ Легаш и Рене Леонар первыми пересекли финишный створ 27 мая 1923 года, ровно сутки спустя после старта.

К слову, ни Андрэ, ни Рене не являлись профессиональными пилотами, а работали простыми инженерами-технарями на фирме Chenard-Walcker. Всерьез гонять вот на такой посудине?! Ну разве не герои они после этого?!

2. Непобедимые и легендарные. Bentley Speed Six. 1929

«Не вижу особого смысла участвовать в этой странной гонке... Положительно, 24 часа Ле-Мана нам неинтересны!» Слова Уолтера Бентли, одного из основателей легендарной британской марки, особенно забавно цитировать сейчас, когда на счету бренда шесть побед в абсолютном зачете.

Причем мнение главы компании в любом случае не совпадало с точкой зрения частных пилотов — уже на самом первом Ле-Мане-1923 экипаж канадца Джона Даффа и британца Фрэнка Клемента пришел к финишу 4-м, а на следующий год интернациональная команда гонщиков-любителей стала первой.

Но настоящая эра Bentley началась в 1927-м, когда на старт впервые вышла заводская «конюшня». Результат — четыре победы кряду, причем в 1929-м знаменитые «Бентли бойз» и вовсе оккупировали верхние четыре строчки абсолютного зачета.

3. Итальянское наступление. Alfa Romeo 8C. 1931

Эпоху Bentley в Ле-Мане сменила эра властвования Alfa-Romeo. Начиная с 1931-го, гоночные автомобили из Милана четыре года подряд приходили к финишу первыми в абсолютной классификации.

Любопытно, что на финише гонки 1933 года Alfa-Romeo 8C 2300 экипажа Реймон Соммэ-Тацио Нуволари опередил такую же «Альфу» занявших второе место одноклубников Луиджи Кинетти-Филиппа де Гинзбурга, всего на 9,5 секунд. Для 24-часовой гонки это называется ноздря в ноздрю!

4. Без перерывов. Луиджи Кинетти. 1948

Быстро завоевав популярность, Ле-Ман стал неотъемлемой частью гоночного календаря старушки Европы. Прогулы случались лишь по уважительным причинам. В 1936 году гонку отменили из-за общенациональной забастовки во Франции, а в период с 1940-го по 1947-й и всей Европе было не до спорта.

Когда же в 1948-м состоялся первый послевоенный Ле-Ман, он стал истинным символом вернувшейся мирной жизни. Кстати, победивший в тот год итальянец Луиджи Кинетти принес первый триумф тогда еще малоизвестной марке Ferrari. У «Гарцующих жеребцов» все было еще впереди...

5. Монстр, просто монстр. Cadillac Le Monstre. 1950

Занятных, чудных и просто устрашающих конструкций на старте Ле-Мана за 90 лет мы повидали немало. Но самой страшной кракозяброй следует, наверное, признать вот это чудовище. Хотя бы потому, что это не просто поделка неизвестных кулибиных от автоспорта, а машина весьма уважаемой американской марки. Команда американского пилота Брюса Каннингема заявила на Ле-Ман 1950 года сразу два Cadillac.

Совершенно серийный DeVille и прототип Cadillac Spider, с обтекаемым кузовом, разработанным авиаинженером Говардом Вайнманом. Спорить можно о его аэродинамических качествах, но не эстетических. Французская пресса сразу назвала машину Le Monstre — перевод, думается, не требуется. В самой же гонке Spider преследовали проблемы с надёжностью, и к финишу «Монстр» доковылял лишь 11-м, на одну позицию позади совершенно стандартного Cadillac DeVille. Вот она гримаса фортуны!

6. Дисковые тормоза решают. Jaguar C-type. 1951

Та победа Jaguar в 24-часовой карусели стала знаковой сразу по нескольким причинам. Во-первых, для марки из Ковентри гонка 1951-года была дебютным стартом в Ле-Мане, и тут сразу, безо всякой раскачки, такой успех!

Важнее, что гоночный C-type, представлявший собой, по сути, спортивный родстер серии XK, облаченный в специальный аэродинамический кузов, дал путевку в жизнь дисковым тормозам, без которых современный автомобиль и представить невозможно. Во многом благодаря дисковым «когтям» Стирлинг Мосс показал быстрейшее время, а победителем стал другой экипаж Jaguar — Питер Уокер и Питер Уайтхед.

7. 24 часа за рулем. Пьер Левек. 1952

Этого замечательного французского пилота обычно вспоминают в связи с трагедией Ле-Мана-55 — ведь именно Пьер был за рулем того самого Mercedes-Benz, оказавшегося в эпицентре трагической заварушки...

Жаль, немногие слышали об истинной геройской для Левека гонке 1952 года. Тогда французский пилот отважился на отчаянный поступок, решив преодолеть расстояние 24-часового марафона в одиночку! Самое потрясающее, Пьер был буквально в шаге от победы в абсолютном зачете.

За полчаса до финиша Левек уверенно лидировал, но титаническая усталость, накопившиеся за сутки безостановочной езды, дала о себе знать. Переключаясь вниз, он ошибся с передачей и перекрутил мотор своего Talbot-Lago T26. Увы и ах, победа, которая была на расстоянии вытянутой руки, ушла к заводским пилотам Mercedes-Benz...

8. Черная суббота. 1955

Вспоминая самые-самые моменты одной из известнейших гонок мира, никак, к сожалению, не пройти мимо трагичной страницы — страшной аварии 1955 года, унесшей жизни 84 человек. Дело было так. Лидировавший Jaguar D-type Майкла Хоторна только что обошел на очередном круге Austin Healey 100 британца Лэнса Маклина и выскочил на прямую старт-финиш.

Вдруг из боксов появилась табличка, призывавшая лидера срочно заехать на дозаправку, и, чтобы не проскочить въезд на пит-лейн, англичанин ударил по тормозам. Резко замедлившаяся «Дикая кошка» стала полной неожиданностью для пилота Austin Healey. Лэнс Маклин рефлекторно рванул руль в сторону, подрезав как раз обгонявший его в этот момент Mercedes-Benz SLR300 Пьера Левека. Удар!

Austin Healey отшвырнуло в сторону, машина закрутилась волчком, но в конце концов остановилась — Маклин отделался легким испугом. Увы, то же самое нельзя было сказать про французского пилота Mercedes-Benz. «Серебряная стрела», ударившись о земляную насыпь, взмыла в воздух, развалилась на части и взорвалась. Горящие обломки гоночного автомобиля, словно картечь, стали косить зрителей на центральной трибуне...

9. Последний триумф. Ferrari. 1965

С тех пор как Луиджи Кинетти выиграл первый послевоенный Ле-Ман, роман итальянской Ferrari с французской трассой завертелся не на шутку. Девять побед в абсолюте — какие уж тут могут быть игрушки?! Ну а первая половина 60-х и вовсе превратилась в сплошное доминирование красных — шесть титулов подряд!

Не будет большой ошибкой сказать, что именно тогда и закладывался фундамент легендарной славы Ferrari, сегодня выросшей до небес. Но все когда-нибудь заканчивается — гонка 1965 года, победу в которой одержал австрийско-американский экипаж Йохен Риндт (на снимке)-Мастен Грегори, так по сей день и остается последним триумфом «Гарцующих жеребцов» в Ле-Мане.

10. Загнавшие лошадей. Ford GT40 Mk.II. 1966

Внук Генри Форда, Генри Форд Второй, руководивший империей «Голубого овала» с 1945-го по 1979-й, слыл страстным фанатом автоспорта. Именно с его легкой руки компания стала тратить огромные средства на гонки по обе стороны океана, при этом заветной мечтой Генри была победа в Ле-Мане, который в первой половине 60-х полноправно принадлежал Ferrari.

Говорят, Форд даже обращался к «Коммендаторе» с предложением... купить всю компанию с потрохами, но получил категорический и жёсткий отказ. Тогда Генри распорядился во чтобы то ни стало построить машину, которая побила бы «Гарцующих жеребцов». Так появился Ford GT40, с гениальным шасси от конструктора Эрика Бродли и 7-литровым мотором от Ford Galaxie.

Разработка машины обошлась «Голубому овалу» в огромную сумму, но цель была достигнута — в 1966-м Крис Амон и Брюс МакЛарен на Ford GT40 Mk.II выиграли марафон в Сартэ. Впрочем, и в следующие три года «сороковым» также не было здесь равных.

11. Шампанского — всем! Дэн Герни. 1967

Мы уже привыкли — после финиша пилоты скачут по пьедесталу, обливаясь шампанским. Многие не сомневаются — этой веселой и мокрой традиции уже сто лет в обед. Но это не совсем так. На самом деле, вплоть до 1967 года никто не устраивал душ из игристого. Первым же стал американский пилот Дэн Герни.

После победного для себя финиша 24-часовой гонки в Ле-Мане Герни, выступавший за рулем Ford GT40, увидел в толпе у пьедестала Генри Форда Второго. Желая разделить радость победы с хозяином «Голубого овала», Дэн хорошенько встряхнул трехлитровую бутыль Moet Chandon и щедро обдал Форда благородным напитком.

12. Старт пешком. Жаки Икс. 1969

Старт типа «Ле-Ман» — неотъемлемая часть шарма французской гонки. По сигналу стартера пилоты бегут через прямую к своим машинам, на ходу заводят моторы и уходят на трассу. Поистине зрелище, которое невозможно забыть. Чтобы гонщикам удобнее было запускать двигатели, Porsche даже расположила замок зажигания слева — правой рукой одновременно втыкалась первая передача в коробке. Отчаянная борьба за мгновения приводила к тому, что пилоты пренебрегали ремнями безопасности и организаторы закрывали на это глаза. До поры...

Вот этот кадр в свое время облетел все спортивные газеты мира. Сигнал стартера, давшего отмашку 24-часовой гонке 1969 года уже прозвучал, все пилоты стремглав несутся к машинам и только один из них неспешно, сохраняя чувство собственного достоинства, идет к автомобилю пешком. Так бельгиец Жаки Икс протестовал против пренебрежения правилами безопасности.

Как же он был прав! Не пройдет и пяти минут, как один из торопыг — частник Джон Вульфи, «забывший» пристегнуться, насмерть разобьётся на своем Porsche 917. А никуда не спешивший Икс сутки спустя преодолеет финишный створ победителем.

Кстати, начиная со следующего года, старт типа «Ле-Ман» отменили.

13. Porsche. Самый главный чемпион. 1970

Это началось в 1970-м, а закончилось лишь на пороге нового века. За славную тридцатилетку автомобили Porsche стали настоящими королями Ле-Мана, одержав в общей сложности 16 побед в абсолютном зачете. Больше до сих пор нет ни у кого. Ну а наиболее запоминающимся, пожалуй, стал самый первый успех 1970 года.

Тогда пятерке заводских Porsche противостояла пятёрка заводских Ferrari. И эпическая битва закончилась убедительной победой немецкого оружия. Первым к финишу примчался Porsche 917 Ханса Херманна и Ричарда Эттвуда, опередивший лучший из Ferrari на — страшно даже и подумать — целых 30 кругов!

14. Фильм, фильм, фильм! Стив МакКуинн. 1971

Парадокс — известный актер Стив МакКуинн хоть и считался неплохим гонщиком, но в самом Ле-Мане никогда не участвовал. Тем не менее, его имя золотыми буквами вписано в историю гонки. Еще бы, ведь полнометражный фильм «Ле-Ман», вышедший в прокат в 1971-м, как несложно догадаться из названия, посвящен 24-часовой гонке во Франции. В ленте крайне мало диалогов, зато полным полно автомобилей, шума и скорости.

При съемках использованы кадры хроники и сюжетная канва Ле-Мана 1970 года, вошедшего в историю как "Битва Титанов" — заруба заводских команд Porsche и Ferrari. В США фильм провалился, но среди поклонников автоспорта «Ле-Ман» наряду с «Гран-при» Джона Франкенхаймера справедливо считается одной из лучших кинематографических работ, посвященных гонкам.

15. Гоночный хет-трик. Грэм Хилл. 1972

В мире кольцевых автогонок с Ле-Маном по части престижа и статуса могут сравниться разве что «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако F1. Причем на текущий момент только единственному пилоту в истории удалось выиграть все три соревнования. Обладателем уникального гоночного хет-трика является англичанин Грэм Хилл.

Гонку в карликовом княжестве он выиграл еще в 1963-м, спустя пять лет добавил к этому успеху вторую часть эпического достижения, победив в «Инди-500», наконец, в 1972-м, уже завершив карьеру в F1, Хилл за рулем Matra MS670 выиграл и в Ле-Мане.

16. Лучший гонщик среди актеров. Пол Ньюман. 1979

В отличии от Стива МакКуинна, другой известнейший голливудский актер Пол Ньюман действительно принимал участие в Ле-Мане. Причем в распоряжении американца был хороший автомобиль — Porsche 935 Turbo, профессиональная команда Dick Barbour racing и быстрые напарники, включая экс-пилота F1 Рольфа Штомеллена.

Так что итог — второе место в абсолюте — не должен особо удивлять, учитывая, что и сам Ньюман слыл вполне быстрым пилотом. Другое дело, что впечатления от гонки у американца остались не самые приятные. В паддоке и боксах его буквально преследовала толпа папарацци, причем назойливые фотографы порой даже мешали Ньюману при пересменке экипажей в пит-лейне! Как результат — первый ле-мановский опыт Пола так и остался единственным.

17. Все своё! Жан Рондо. 1980

Среди победителей Ле-Мана немало французов, да и местные автомобильные бренды не раз праздновали успех на трассе Сартэ. При этом достижение Жана Рондо уникально и, весьма вероятно, так и останется единичным.

Ведь в 1980 году этот француз одержал победу в Ле-Мане, выступая на автомобиле собственной конструкции! Конечно, во многом этот результат стал счастливым стечением обстоятельств.

В тот год Porsche решила не посылать на гонку заводскую команду, а сильнейшей из клиентских экипажей Жаки Икс-Райнольд Йост преследовали технические неполадки. И, тем не менее, победа есть победа!

18. Быстрее не бывает! Welter Project 400. 1988

Необычайная притягательность Ле-Мана не только в захватывающих дух поединках великих пилотов и команд. Прелесть гонки и в шансе отличиться для простых смертных. Причем речь не только о разнообразии классов, но и просто о любопытных достижениях. Наверное, немногим известно, что рекорд максимальной скорости на трассе Сартэ принадлежит не Ferrari, Porsche или Jaguar, а команде Welter Racing — детищу бывшего главного дизайнера Peugeot Жерара Вельтера. Аэродинамически изощренный прототип WM P88 с 3-литровым мотором Peugeot, созданный, что называется, в свободное от основной работы время, на гонке 1988 года установил скоростной рекорд.

В конце прямой «Мульсанн» ему намерили 405 км/ч! И неважно, что в поворотах WM P88 был практически неуправляемым, да и до финиша в итоге прототип не добрался, зато установленный рекорд — это уже на века. Ведь модернизированная из соображений безопасности конфигурация трассы даже современным спортпрототипам не позволяет разогнаться быстрее четырех сотен...

19. Роторный триумф. Mazda 787B. 1991

Ле-Ман всегда был довольно либерален в плане технических нововведений. В 50-х годах здесь стартовали машины с газотурбинными силовыми установками, в конце 70-х победу в классе праздновал Porsche 911, заправленный этанолом, но первым по-настоящему громким успехом «альтернативных силовых агрегатов» стала победа роторно-поршневой Mazda 787B. Триумф сколь заслуженный, столь и нежданный.

Достаточно сказать, что до сих пор ни один японский автомобиль не выигрывал в Ле-Мане. Кроме того, 2,6-литровый роторный мотор Mazda выдавал лишь 700 л.с., и она была далеко не самой быстрой машиной на трассе, зато — самой надежной. Джонни Херберт, Бертран Гашо и Фолькер Вайдлер к финишу привезли второму призеру два круга.

20. Вив ля Франс! Peugeot 905. 1993

Парадокс — самая французская в мире гонка самим французам покорялась не так уж и часто. Достаточно сказать, что британские и немецкие команды добыли на Сартэ больше побед, нежели доморощенные бренды. Тем сильнее в Ле-Мане болеют за своих, а в случае успеха — так и вовсе сходят с ума.

Так было и в 1993-м, когда спортпрототипы Peugeot 905 оккупировали три верхние строчки по итогам 24-часовой карусели. И пусть в тот год у заводской команды Peugeot-Talbot Sport, возглавляемой, к слову, небезызвестным Жаном Тодтом, по сути, не оказалось серьезных соперников — неважно. Вся Франция в тот летний день не спала до утра, празднуя победу своих!

21. Серийный чемпион. McLaren F1. 1995

«Больше всего на свете мне не хотелось, чтобы на моей машине участвовали в настоящих гонках!» Слова Гордона Марри, человека, подарившего миру McLaren F1, не стоит считать пафосной бравадой. До опыта с дорожным гиперкаром Марри создавал Brabham и McLaren в настоящей Формуле 1, так что как никто другой южно-африканец знал — разница между спортивной и гоночной машинами колоссальная.

Другое дело, что покупатели сверхбыстрых и сверхдорогих McLaren F1 заваливали штаб-квартиру фирмы просьбами подготовить версию модели для кольцевых гонок... И, как оказалось, Марри зря боялся — уже первый выход в большой гоночный свет оказался для его детища чемпионским. В 1995-м экипаж Янник Дальма-Юрки-Ярви Лехто-Масанори Секия привел McLaren F1 LM к первому месту.

22. Полет валькирии. Mercedes-Benz CLR. 1999

Неприятности для немцев начались еще до старта. В квалификации вдруг взлетел Mercedes-Benz CLR Марка Уэббера. У машины были проблемы с аэродинамикой — при движении в слип-стриме, особенно на неровных участках трассы, на переднюю часть CLR действовала избыточная подъемная сила.

Тем не менее, «трехлучевые» приняли решение стартовать в гонке. Зря. Всего через несколько часов Mercedes-Benz Питера Дамбрека неожиданно взмыл в воздух, совершил несколько сальто и приземлился уже за пределами трассы. Удивительно, но сам шотландский пилот отделался испугом, хотя легким его и не назовешь. Впечатляющий полет зафиксировали телевизионные камеры, и сегодня эффектное видео можно легко отыскать в YouTube.

И хотя жертв и разрушений удалось избежать, сразу после аварии Mercedes-Benz немедленно снял с гонки оставшиеся экипажи. От греха подальше.

23. Дизель рулит! Audi R10 TDI. 2006

Конечно, турбодизель на спортпрототипе Audi R10 появился скорее забавы ради, нежели из насущной необходимости. В условиях тотального доминирования «Четырех колец» в нулевые годы нынешнего века такой шаг кажется даже логичным — победу спортпрототипа, работающего на тяжелом топливе, можно более эффективно использовать для рекламных целей, особенно в Европе, где все без ума от дизельных моторов. Так оно и вышло.

Неожиданным стало лишь то, что дизельную моду вслед за Audi подхватили и французы из Peugeot, на 908HDI выигравшие гонку 2008 года.

24. Есть восемь раз! Том Кристенсен. 2008

За 90 лет истории у Ле-Мана набралось немало многократных героев. По пять раз знаменитый марафон выигрывали Дерек Белл, Эммануэлле Пирро и Франк Биела, 6 триумфов у уже знакомого нам Жаки Икса, но абсолютный рекорд — 8 первых мест — принадлежит скромному датчанину Тому Кристенсену.

И пусть завистники говорят, что большинство успехов Кристенсена пришлись на эру безраздельного властвования Audi, когда не выиграть было сложнее, чем выиграть. На все это мы отвечаем — ерунда. Случайно выиграть Ле-Ман 8 раз, причем из них 6 раз подряд, просто невозможно.

Данила Михайлов