Chery. Молчание азиатов

Китайские автомобили продаются в России уже десять лет, а вопросов к ним у нас все еще больше, чем ответов. Даже неоднократно побывав на предприятиях КНР, не чувствуешь полной ясности.
Павел Ёлшин

Каждая наша поездка в Китай лишь чуть-чуть приоткрывает завесу тайны над миром здешних машин. За свежими подробностями корреспондент Авто@Mail.Ru вновь отправился в Поднебесную. На этот раз — на Шанхайский автосалон и на завод марки Chery.


Местный аэроэкспресс везет прилетевших в Шанхай от аэропорта до города со скоростью 430 км/ч. Десять минут — и вы в самом большом мегаполисе Китая. Тут можно забраться на вершину 101-этажного небоскреба-«открывашки», смотровая площадка которого расположена даже выше, чем на знаменитом дубайском «Бурдж Халифе». На улицах Шанхая можно купить 64-гигабайтную флешку для фотоаппарата всего за 600 рублей в переводе на наши деньги. Правда, она отказывается работать уже после второй попытки записать 10-секундный видеоролик. Хочется спросить: как они это делают?.. Я имею в виду и поезда, и небоскребы, и флешки.

Долгое время считалось, что успех Китая основан на том, что тут дешевая рабочая сила, и рядовые граждане живут очень скромно, принося себя в жертву экономике страны. Но приехав в КНР уже в четвертый раз в жизни, я окончательно убедился: все уже не совсем так. Глядя на нескончаемые потоки новеньких иномарок на улицах китайских городов, осознаешь: людей со средним и высоким уровнем достатка тут уже больше, чем в любой другой стране. И местные жители это подтверждают — зарплаты на промышленных предприятиях уже исчисляются не парой сотен долларов, как еще совсем недавно. Даже уборщице теперь платят от $388 — такова утвержденная минимальная ставка на всех автозаводах Китая. Квалифицированный рабочий получает гораздо больше. И новое экономическое чудо происходит буквально сейчас: из крупнейшего производителя товаров массового потребления Китай превращается еще и в крупнейшего потребителя автомобилей, электроники, одежды.

Вообще-то простые китайцы привыкли копить деньги. Очень долго мировые бренды не могли привить гражданам КНР «западную» культуру потребления. Но с падением спроса в европейских государствах, США и других развитых странах крупные концерны твердо решили, что именно китайский рынок — спасение для них. Осталось только убедить китайцев расстаться с деньгами. Что ж, транснациональные корпорации это умеют. Взять, например, Apple: всего несколько лет назад эта компания имела очень небольшую долю продаж в КНР, а сейчас именно в Китае спрос на iPhone 5 достиг рекордного уровня по мировым меркам, и продажи впервые превысили показатели США. Да что говорить про смартфоны, если в первом квартале 2013 года Citroen впервые в своей истории продал в Китае больше машин, чем у себя на родине!

Сердца китайских автомобилистов захватили иностранные автоконцерны. В десятке самых продаваемых в Китае автомобилей — сплошь модели Volkswagen, Ford, GM, Nissan и ни одной модели китайской марки. Крупнейшему автомобильному бренду КНР — BYD — принадлежит менее 4% рынка, за ним идет Great Wall, имеющий 3,83%, а на третьем месте среди местных марок — Geely, занимающая менее 3%. По мнению экспертов, эта расстановка сил едва ли изменится в обозримом будущем. И дело даже не в техническом отставании, которое, конечно, преодолимо. Не умеют пока китайские бренды так преподносить свой продукт, как иностранцы, нет в их штате таких монстров маркетинга...

Заграница нам поможет

В Chery понимают: единственная возможность побороться с иностранцами — это поставить во главе компании людей с «западным» опытом. Примечательно, что на Шанхайском автосалоне первые лица марки лишь вкратце рассказывали о своих новых моделях, и едва ли не большее внимание уделяли тому, чтобы познакомить журналистов с командой руководителей, в которую вошли дизайнеры, технари и управленцы, успевшие достичь больших высот в крупнейших западных концернах.

В феврале 2013 года шанхайское дизайн-бюро Chery возглавил бывший дизайнер Porsche Хакан Саракоглу, участвовавший в создании таких моделей, как Cayman, Boxster и 918 Spyder. И он далеко не единственный «звездный» руководитель в китайской компании. Одним из заместителей главного управляющего Chery стал Клаус Баденхаузен, прежде являвшийся главой по инжинирингу и дизайну марки Smart, а также занимавший пост вице-президента Magna Steyr (это очень крупная компания, занимающаяся как разработкой и производством отдельных автомобильных агрегатов, так и серийным выпуском самих машин по заказу ведущих марок — скажем, все BMW X3 первого поколения делали только на заводе Magna Steyr).

На посту главного дизайнера Chery вот уже год трудится Джеймс Хоуп, до этого являвшийся заместителем шеф-дизайнера европейского подразделения GM. В день открытия Шанхайского автосалона он вместе с другими руководителями присутствовал на стенде Chery, и я не упустил возможности спросить у него, как он решился на такой крутой поворот в своей карьере. «Моя работа в немецкой штаб-квартире GM пришлась на очень сложный период, когда европейский авторынок охватил кризис, — признался Джеймс Хоуп. — Я решил рассмотреть новые возможности, и предложение Chery оказалось интересным: меня привлек шанс построить новую автомобильную марку средствами дизайна и вывести этот бренд на новый уровень».

Первым результатом работы интернациональной управленческой команды стали две новые модели, представленные на Шанхайском автосалоне: кроссовер Chery β5 и седан D-класса Chery α7. Как мы уже рассказывали в нашем прямом репортаже с китайской выставки, главная особенность новинок заключается в том, что они созданы на новой платформе с модным названием «iAuto», о специфике которой китайцы на салоне рассказывали, к сожалению, очень мало. На следующий день после открытия выставки мы отправились в город Уху на завод и в испытательный центр Chery. Там-то мы надеялись разузнать все подробности о новых разработках Chery.

Не тут-то было. Нас вновь проводят по заводу, о котором мы подробно рассказывали год назад, опять показывают центр испытания двигателей, в котором на этот раз отчего-то запретили фотографировать, хотя сегодня все в нем выглядит точно так же, как и на снимках годичной давности (см. ниже). И в заключение экскурсии мы прибываем в зал для краш-тестов, где, как утверждается, нам покажут самое интересное: при нас разобьют автомобиль, чтобы мы своими глазами могли убедиться, что проблемы с безопасностью китайских машин остались в прошлом.

Надо сказать, что краш-тесты долгое время были для Chery больной темой. Несколько лет назад наши коллеги из Авторевю разбили Chery Amulet, и результат был плачевным. Печально прославившуюся модель прекратили поставлять на наш рынок, хотя у себя на родине Amulet до сих пор продается.

В этот раз в качестве жертвы был выбран компактный хэтчбек Chery Very. Правда, разбивать его по методике Euro NCAP (на скорости 64 км/ч) китайцы не решились. Показательный краш-тест был проведен по более щадящей методике C-NCAP, предполагающей скорость в 56 км/ч. И, разумеется, китайцы знали результат заранее, иначе бы ни за что не показали это испытание журналистам.

Удар! Хэтчбек отскакивает от препятствия, чуть разворачивается, и сразу становится очевидно, что тест прошел, как и задумано: передок в хлам, но энергию удара он поглотил, и дверной проем практически не деформировался, а значит, жизненное пространство в салоне не сильно сократилось. Представитель Chery тянет за ручку двери с помощью специального устройства, замеряющего прилагаемое усилие, и догадки подтверждаются: дверь не заклинило, она легко открылась. Вот только фотографировать момент удара и разбитую машину нам не разрешили. А съемку, которую вели сотрудники Chery, нам не предоставили и данные, зафиксированные датчиками манекенов, также не раскрыли...

Как поясняют представители компании, эти ограничения обусловлены тем, что испытательный центр частично принадлежит государству, и в нем проводят тесты и другие марки, а в связи с этим на объекте действует особый режим. Так или иначе, из-за всей этой атмосферы повышенной секретности журналисты всего мира по прежнему высказывают определенные сомнения в истинной безопасности китайских машин.

А что представители Chery рассказывают о своих будущих новинках? К сожалению, совсем немного. Скажем, в материалах, которые нам предоставили, упоминается новое поколение передовых двигателей, сочетающих систему изменения фаз газораспределения и турбонаддув. Однако из его технических характеристик сообщается лишь то, что при рабочем объеме 1,6 л мотор выдает 116 л.с. мощности и 185 ньютон-метров крутящего момента. Не густо по нынешним временам. Для сравнения: 1,6-литровый турбомотор Opel Astra развивает 180 л.с. и 230 ньютон-метров.

Про другие силовые агрегаты, про трансмиссии, про то, насколько богатым будет оснащение Chery β5 и Chery α7, — ни слова. В чем преимущества платформы iAuto перед аналогичными разработками других компаний? Информацию об этом мы не получили ни на Шанхайском автосалоне, ни на заводе в Уху. Нет ответов и на многие другие вопросы про особенности будущих моделей Chery на фоне конкурентов и про перспективы, которые ждут компанию. А раз у руля встала амбициозная команда, то ответы, конечно, хочется услышать.

В оскароносном фильме «Король говорит» показано, как в 30-е годы прошлого века английский король Георг VI с ужасом осознает, что его заикание и скромные ораторские таланты могут поставить крест на всей его монаршей «карьере». Если в прежние века первое лицо государства могло обойтись без умения выступать перед большой аудиторией, то в XX веке все меняет появление радио. Оно доносит королевскую речь до миллионов слушателей. Тот, кто не умеет хорошо говорить, не может добиться уважения публики. Ну а сегодня, в век интернета, для автоконцернов как никогда раньше важны «ораторские способности». Все ведущие марки давно осознали, как важно успешно выступить перед мировой аудиторией, поделиться с журналистами подробнейшей информацией о своих разработках, правильно преподнести их, заинтересовать потенциальных покупателей. Китайцам еще только предстоит этому научиться.

P.S. Тем временем крупнейшие мировые концерны не преминули использовать прошедшую в Китае автомобильную выставку как арену для презентаций большой серии своих новых разработок. Все подробности — в нашем специальном разделе, посвященном главным премьерам Шанхайского автосалона.

Павел Ёлшин,
фото автора