Команда GSi Rally, которая продолжает пробовать свои силы в ралли с Opel Astra GSI, отправилась на последнюю гонку сезона с хорошими шансами на борьбу за Чемпионат Северо-Западного федерального округа России. Сначала мы лишились всех надежд, попали в большую аварию, но затем вернулись в драку и получили в итоге звание Вице-Чемпионов 2012.
За неделю до ралли Санкт-Петербург мы наконец-то получили настоящий гоночный мотор, о котором мечтали весь год. Это была наша надежда, наша ставка и наше самое серьезное приобретение — старого агрегата с его 130 лошадками было явно мало для победы в классе, где надо иметь по 200-240 л.с.
Наш новый движок рвал и метал. Работал он круто! Но недолго — километров 15-20. Потом сгорел. Настройщик электронных мозгов в запарке забыл «прошить» защитный режим на случай падения напряжения. Оно упало вместе с ремешком генератора, бензонасос недодал, смесь стала бедной, и новый мотор сгорел, как свечка. В поршнях дырки. Вот, собственно, и все. Сиди теперь и смотри, как вода набухает большими каплями до тех пор, пока не сорвется вниз по плоскому стеклу технички.
Ралли Санкт-Петербург — всего через неделю после Пскова. Всю эту неделю Антон Зиновьев — наш гуру по технике — вживлял под капот «Грачика», как мы ласково называем наш Opel, его прежний моторчик.
Ралли изменило свой формат: гонка ушла из Приозерска и придвинулась ближе к Санкт-Петербургу. Кроме того, она стала двухдневной: в пятницу вечером пролог на асфальтовом спецучастке Шалаш, плюс основная гонка в субботу на грунте где-то между Сестрорецком и Выборгом. У нас хорошие шансы в борьбе за подиум Чемпионата Северо-Западного Федерального округа по ралли, и мы должны драться изо всех сил.
Тактика на гонку была следующей: мы должны максимально выложиться на первых спецучастках субботы, на узких дорожках между дачных заборов с большим количеством крутых поворотов. Чем меньше скорость, тем меньшее влияние на результат оказывает двигатель. Стало быть, затычные шпильки на ручнике и повороты под прямым углом — наш шанс. Остальная дистанция гонки очень быстрая. Дороги прямые и ухабистые. Расклад для нас невеселый — там мы будем сдавать по 5-8 секунд со спецучастка, и с этим ничего не поделаешь.
СУ «Шалаш» — тема отдельная. Этот доп, вне всякого сомнения, — самый популярный для просмотра у питерской публики. И самый знаменитый. Дух захватывает от зрелища гоночных автомобилей, несущихся по велодорожке шириной едва с машину вплотную к толстым деревьям на 3-4 передаче. То есть на скоростях далеко за сотню. Народу всегда нравились гонки здесь не только из-за компактности красивого спецучастка, но и из-за явственного запаха опасности, которым приправлен воздух над «Шалашом». Малейшая ошибка или случайность здесь чревата вылетом либо в людей либо в дерево.
Наш пилот Дмитрий Соколов чрезвычайно быстр на асфальте, и значит СУ «Шалаш» должен помочь создать задел перед соперниками, которые будет неудержимо таять на скоростных широких спецучастках второго дня.
Перед самым стартом прошел дождь. Это осложнило жизнь всем, но снова выглядело преимуществом для нашего экипажа — влияние мощности двигателя на скользком покрытии еще меньше.
«Грачик» уходит со старта и... Мы шестые в абсолютном зачете гонки и первые среди переднеприводных машин!
Что же, осталось отработать еще раз и снова выиграть несколько секунд. Но... Во время торможения двигатель наклонился на своих опорах и третья передача, которая была на тот момент включена, выскочила. Колеса, лишенные момента от двигателя, заблокировались, машина слегка отклонилась влево и проскользила пять метров почти без замедления юзом. «Попасть» в поворот шансов уже нет, но можно было бы позволить машине скользить по прямой чуть левее дороги в просвет между деревьями, затем выскочить на полянку, сдать назад, и с потерей десятка секунд уйти на дистанцию. Но весь этот просвет плотно забит публикой и фотографами: там человек 20 стоят пятнами ярких курток. Соколову пришлось повернуть руль вправо, в единственное место, где не было людей — прямо в дерево. Удар, отскок, столб пара.
Радиатор пробит, и для нас все уже кончено. И ведь просили зрителей не находиться на внешней части поворотов, но они там стояли, стоят, и, скорее всего, будут стоять. И «Грачик» — не первый и не последний автомобиль, которым пришлось пожертвовать.
Все против нас, и шансов на результат не осталось: машина сильно разбита — мощный короб, связывающий лонжероны, загнут, а такой «на коленке» не вытянешь.
С пятью минутами штрафа, которые мы получим, если вернемся в гонку, да с маленьким мотором на ходовой трассе что-либо завоевать практически невозможно. Но нам повезло — друзья подкинули контакт хорошей кузовной мастерской, а бригада согласилась поработать в ночь с пятницы на субботу. Механики принялись разгибать «Грачику» хребет, а экипаж отправился спать. При помощи кувалды, цепей и какой-то матери «Грачик» стал походить на себя до того, как прикинулся дятлом.
В гонку нас пустили, и даже разрешили ехать в своем привычном окружении, а не в хвосте канала. Экипаж слегка колбасит, он чуть-чуть демотивирован и не слишком уверен в своих силах.
Да и как ехать — не понятно. Что-то случилось с опорами двигателя. Первый раз передачи начали выскакивать на «Шалаше». И это уничтожило нам и гонку, и машину. Однако это было только начало — передачи продолжили вылетать и во второй день. Ребята перестраховываются, держат передачи руками и не слишком хорошо себя чувствуют. Да и упираться сверх мочи, вроде, незачем — пять минут нельзя отыграть на 70 километрах трассы второго дня, даже если прыгнуть выше головы.
На втором прохождении СУ «Териоки» прямо на старте «пропал» гидроусилитель. Соколов сдержанно матерится, заходя в 90-градусные повороты, не в силах провернуть короткую рулевую рейку левой рукой, придерживая правой рычаг КП и отпуская его лишь затем, чтобы дернуть ручник. После чего часто приходится возвращать на место «сбежавшую» передачу. Однако вчерашняя авария больше не маячит перед глазами, и второе прохождение быстрее первого, несмотря на проблемы с гидроусилителем.
На перегоне к следующему СУ была попытка починить «гидрак», но времени не хватило. Впрочем, этот доп почти прямой — здесь можно обойтись и без помощи гидравлики. Правда, прямой он только в горизонтальной плоскости. О вертикалях этого не сказать: хоть перепад высот тут и небольшой — всего метр от силы, — но весьма чувствительный. Некоторые несознательные участники назвали их ямами. Яма не яма — не важно. Прыг-скок. И вот на этих прыгскоках экипаж сильно удивился, обнаружив своего главного соперника по чемпионату. Машина Сергея Пестрова стояла со следами «крыши», а экипаж гулял рядом. Вот уж от них ошибок не ждали — им всего-то и надо было тихонько доехать до финиша.
Секция после сервиса прошла хоть и с гидроусилителем, но и с приключениями. На первом прохождении СУ «Лужки» — по сути прямика с ямами — пришлось на скорости около 170 объехать пару бревен, заботливо выложенных кем-то на дорогу. На длинном и сложном СУ «Дятлово» через километр после старта заработали «дворники» и выключить их не было никакой возможности.
За 30 секунд до старта на СУ «Лужки 2» — самом скоростном ДОПе гонки — судья сказал экипажу: «Там по дороге ходит пьяный мужик и вытаскивает на нее бревна. Осторожно. Удачи». Удачи в чем? Это же сумасшедший дом — во всем мире вместо этого говорят: «СУ не готов — прохождение в дорожном режиме». То есть без зачета времени и по обычным правилам дорожного движения. А у нас на СУ запускали как ни в чем не бывало. Видели мы и мужика, и бревна. И он даже пытался прыгнуть под колеса, но не успел.
Гонка наконец-то закончилась, и вот теперь пришло... Облегчение? Нет: легкое отупение. Ступор: все равно, что время остановилось. Все уже случилось. Ждать теперь нечего. Сезон закончен. Мы загрузили машину на прицеп и поехали на базу. Начинался дождь.
Однако, когда все в техничке дремали, Дима получил СМС:
«Ничего, что я получила твой кубок?».
Соколов ответил: «Ничего. За высоту в холке?».
«За второе место в Чемпионате СЗФО России по ралли!»
Вот так бывает. Мы даже не стали подсчитывать баллы после финиша, поскольку казалось, что после Пскова и Санкт-Петербурга рассчитывать не на что. Однако мы по инерции старались ехать не слишком медленно и смогли каким-то чудом обогнать пару машин в нашем классе и получить звание Вице-Чемпионов!
Значит, и впрямь, бороться до конца нужно всегда, пока еще жив. И значит, можно заниматься автоспортом, не имея миллиона евро, — мы проехали весь сезон не только на одном стандартном слабеньком моторе, но и на единственном комплекте колес. Фактически, на стандартном по динамике Opel Astra GSi. Теперь мы знаем, что и без большого бюджета можно бороться. Получится ли у нас побеждать? Мы этого пока не знаем. Но мы попытаемся узнать.