Разбор ситуации с комментариями Авто Mail.Ru (учебный материал)
Типичная ситуация, когда недальновидность, несоблюдение дистанции и неготовность стали причиной страшной аварии. Для водителя Volkswagen Golf, оснащённого видеорегистратором, появление стоящего в левой полосе ВАЗ-2114 стало полной неожиданностью. А ведь предупреждений ему было несколько! Вы заметили?
Можно ли было избежать аварии? Да. Смотрим. На записи хорошо видно, что задолго до столкновения идущие впереди автомобили по очереди перестраиваются из левого ряда правее.
Как можно оценить действия описанных выше водителей? В принципе, они неплохо среагировали – даже в условиях неправильно выбранных дистанций они смогли избежать столкновений. Но именно короткие дистанции между автомобилями стали основной причиной случившейся аварии. Произошло накопление ошибок и своего рода цепная реакция – каждому из последующих водителей времени на восприятие, обработку информации, принятие решения и выполнение действий отводилось всё меньше и меньше. Плавно и безопасно объехать стоящий автомобиль смог только водитель тёмного кроссовера. Дальше всё, как снежный ком – Audi уходит от препятствия чуть резче, Chevrolet Lacetti объезжает Ладу «на грани», а водителю «Гольфа» аварии избежать уже не удалось. А ведь он был предупреждён несколько раз! Столкновение произошло на 16-й секунде! С момента первого «звоночка» прошло 6 секунд – этого вполне достаточно, чтобы успеть снизить скорость, сориентироваться и принять решение – дотормаживать или объезжать.
По действиям впередиидущих водителей в большинстве случаев можно понять, что происходит впереди. И вообще, информации всегда больше, чем кажется на первый взгляд. Контролируйте обстановку в комплексе, «щупайте» пространство поверх крыш и между автомобилями, смотрите сквозь дорожные просветы и стёкла окружающих автомобилей (вот где вредна тонировка!). Эта информация бесценна! Тени и отражения в мокром асфальте тоже могут многое рассказать. Видите несвойственную «суету» и «движение» соседей, не дожидайтесь «своей очереди», действуйте на опережение, снижайте скорость, по крайней мере, так будет больше времени на принятие решения и последствия будут легче. Водитель «Гольфа», оснащённого видеорегистратором, ни одного из предупреждений не увидел, а если и увидел, то не принял во внимание или попросту не понял (ведь поочерёдный уход впередиидущих автомобилей вправо вполне можно было принять за штатное перестроение в правый ряд). Тормозить (это слышно по звуку стрекочущей ABS) он начал только после того, как Lacetti стал резко уходить вправо. Результат вы видели.
Всегда будьте готовы, что впереди прямо в вашей полосе кто-то может остановиться. Причин на то масса – произошедшая вот-вот авария, неисправность, «потерялось» колесо, водителю плохо... В нашем случае причиной снижения скорости и остановки ВАЗ-2114 в левом ряду стал открывшийся на ходу капот (обратите внимание на фото ниже), это весьма распространённая для данной модели проблема. Женщина, управлявшая автомобилем, формально всё сделала правильно. Ситуация для неё была критической – обзор капотом был резко перекрыт – удар, «темнота», испуг, паника, что делать – непонятно. Решила остановиться в том ряду, в каком и была. Она даже предупредительно включила аварийную сигнализацию, но, к своему счастью, выйти из автомобиля, чтобы закрыть капот, не успела. Повезло.
Понятное дело, останавливаться в самом быстром левом ряду, да и ещё при оживлённом трафике для решения проблемы даже на пару секунд – смерти подобно. На этом каждый год горят тысячи автомобилистов. Что бы ни произошло – открылся капот, спустилось колесо, закончилось топливо – старайтесь используя все возможности «причалить» к правому бордюру или съехать на обочину. И уже потом, максимально обезопасив себя, разбирайтесь с проблемой.
В случае с водителем ВАЗ-2114 изначально было не всё так плохо – веских причин резко тормозить в скоростном ряду и останавливаться не было. Ну открылся капот, и что? Между капотом и нижней кромкой лобового стекла почти на всех автомобилях есть проём, через который можно контролировать дорожную обстановку, нужно только наклониться. В крайнем случае, обзор вперёд себе можно обеспечить, привстав и высунувшись через боковое окно, не забыв при этом включить аварийную сигнализацию. Дополнительно в качестве ориентиров можно использовать разметку, края проезжей части, зеркала ну и глаза ваших пассажиров.
Вывод
Кто виноват? Формально водитель «Фольксвагена». По логике – все: и «фольксваген», и женщина, которая не обезопасила себя и своих пассажиров, подставив автомобиль под удар, и все водители, державшие небезопасные дистанции. Совокупность факторов – сыграла злую шутку.
Итог печален
По данным пресс-службы УГИБДД МВД РФ по Свердловской области женщина-водитель ВАЗ-2114 получила серьёзную черепно-мозговую травму и перелом таза. Пристёгнутые пассажир и находившийся в детском кресле ребёнок получили незначительные повреждения. Люди, находившиеся в Volkswagen Golf, не пострадали.
Хочется обратить внимание на состояние автомобилей после аварии. Хлипкий кузов ВАЗ-2114 после удара укоротился чуть ли не на треть, жизненное пространство нарушено – факт! Чего не скажешь о Golf (он на правом фото отмечен белой стрелкой), у него пострадала передняя часть, где находится зона программируемой деформации, гасящая энергию удара (о работе кузова во время аварий подробнее в материале Жизнь в клетке). Салон и даже лобовое стекло целые. Ремни и выстрелившие подушки эффективно удержали седоков и самортизировали удар. В аварии незначительно пострадал и Chevrolet Lacetti, сумевший в последний момент объехать Ладу. Обратите внимание на разлитое после удара и растасканное по асфальту масло, о угрозе, которую оно представляет для водителей, можно прочитать здесь.
Подобная ситуация может возникнуть и с вами. Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Никогда никуда не спешите. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.
Виталий Кабышев