В Монако завершился большой гоночный уик-энд: в дни Гран-При на городской трассе состоялись зрелищные заезды нескольких гоночных серий. В Мировой серии Renault приняли участие сразу четыре российских пилота! Михаил Алешин и Антон Небылицкий в составе первой российской команды Team RFR, Николай Марценко в составе BVM Target, а Даниил Мове выступил за P1 Motorsport. Этап был богат на события и непредсказуем. Здесь было все: и сходы, и первые очки.
Сезон Мировой серии Рено 2012 стартовал совсем недавно, в начале мая, на трассе Motorland Aragon в Испании. Дебютанту серии Николаю Марценко на первом же этапе удалось завоевать очки — он стал пятым. Три других россиянина столкнулись с трудностями, что не позволило им подняться выше седьмого места.
В Монако лучшим среди россиян, как в квалификации, так и в гонке, стал пилот команды Team RFR Михаил Алешин. В квалификации он показал шестое время в группе A. Гонку закончил восьмым, заработав, таким образом, первые очки для первой российской команды в Мировой серии. Его напарник по команде Антон Небылицкий сошел. Даниил Мове (P1 Motorsport) стал 15-м, Николай Марценко (BVM Target) — 18-й.
Михаил Алешин и Антон Небылицкий прокомментировали начало нового сезона в новой команде: «Пока не все так, как хотелось бы. Команда новая, коллектив новый, так что нужно немного времени, чтобы все друг друга узнали, сработались. Потенциал у Team RFR определенно есть».
Из четырех российских пилотов трое уже имеют большой опыт в Мировой серии Рено. И только для Николая Марценко сезон 2012 — дебютный. До этого он выступал в немецком чемпионате «Формула 3». Николай подробно рассказал нам о том, чем отличается Мировая серия Рено от других чемпионатов, о специфике тренировок, особенностях резины, работой над собой и планах на сезон.
— Болид Мировой серии Рено сильно отличается от тех, которыми тебе приходилось управлять ранее?
— Да, он намного быстрее той техники, на которой я раньше ездил, так что и предел скорости у него намного дальше. Поэтому в World Series by Renault нужно стараться выжимать больше скорости из машины. Новая машина Мировой серии Рено очень быстрая и очень эффективная. Здесь есть много разных систем, которые позволяют делать управление еще интереснее. Например, можно задавать разные настройки педали газа именно в тот момент, когда ты пилотируешь машину. Когда правильные настройки, хорошая машина, трасса в хорошем состоянии, когда все складывается воедино — ты получаешь абсолютное удовольствие от того, как едет болид.
— Как ощущаешь себя в команде?
— Очень хорошо. Я сплотился с коллективом, мы легко общаемся. Чувствую себя как дома. Никаких проблем. Сейчас персонал в основном итальянский. У меня два механика: англичанин и русский. С русским механиком я работал на протяжении предыдущих трех лет, и у нас с ним очень хорошие отношения. Инженер у меня итальянец. Все отлично разговаривают по-английски, языкового барьера нет. В будущем мы планируем больше интегрировать в команду коллектив Максима Травина, русских механиков и инженеров.
— Николай, расскажи немного о старте сезона в новом для тебя чемпионате.
— От серии и от машины у меня только положительные впечатления. Первый этап прошел 50 на 50. В первой квалификации я занял 14-е место, и это было здорово, потому что в практиках все складывалось не очень хорошо: мы были на 20-22 местах, не могли найти оптимальные настройки, и было очень тяжело управлять машиной, я не мог показать свою истинную скорость.
В квалификации я, совместно с инженером, принял решение кардинально изменить настройки. Это был риск, и он оправдал себя: на последнем круге за последние минуты я переместился с 22-го на 14-е место.
В первой гонке все шло идеально, я смог обойти завал на старте, далее держал стабильный темп, совершил пару обгонов и стабильно ехал в хорошем темпе. Что позволило отлично начать сезон, и сразу заработать много очков за пятое место. Это не может не радовать.
В воскресенье все сложилось с точностью наоборот. В квалификации мы поменяли днище машины и немного ошиблись с высотой шасси. Машина касалась днищем трассы, в связи с этим я немного перетормозил, испортил новый комплект резины, и в итоге мой болид развернуло. Во второй гонке был пит-стоп, и мы могли сменить колеса, но у команды была ошибка на пит-стопе, он занял на 6 секунд больше, чем должен был. На 5-м круге у меня был полуразворот на трассе, я пропустил вперед несколько соперников, остался на 15-м месте и дальше просто ехал до финиша.
В целом, дебют получился хороший, потому что мы сразу заработали очки, показали хороший темп.
— В Монако не страшно?
— На трассе в Монако я впервые. Эта трасса не скоростная, на других скорости намного выше, но за счет того, что везде стены, то когда едешь 200 км/час, тебе кажется, что скорость 400 км/час. Нельзя ни на секунду расслабиться. Так что не настолько страшно, насколько нужна постоянная концентрация. Ты должен учитывать все, что происходит, чувствовать температуру резины, тормозов, знать и понимать, что машина сделает в тот или иной момент.
— Как ведет себя резина?
— Мы ездим на резине Michelin. Насколько мне подсказывают отзывы других пилотов о резине Pirelli, Michelin — лучше. Намного стабильнее держит темп в гонке. Pirelli создана для того, чтобы сделать гонки зрелищнее, особенно в Формуле 1, она быстрая на достаточно короткий участок времени, а затем идет спад. В то время, как Michelin более стабильная резина, более предсказуемая.
— Есть ли возможность тренироваться между этапами?
— Тесты в Мировой серии Рено очень ограничены. Есть три часа дополнительного времени, на которое разрешено использовать мотор. Но мы не имеем права делать это на трассах чемпионата. Только можем выбрать какой-то другой трек, например, похожий на трассу чемпионата, чтобы получить в итоге полезную информацию.
Можно использовать профессиональный симулятор. Например, такой, как стоит на базе Dallara.
— Недавно ты как раз тестировал этот симулятор. Каковы ощущения? Насколько это похоже на управление реальным автомобилем?
— Очень похоже. Особенно понравилось рулевое управление — практически идеальные ощущения. Возникали проблемы с тормозами, педаль не передает обратную информацию от системы, потому сложно точно дозировать усилие. Но в плане ощущения сцепления колес с дорогой, перегрузок — очень реалистично.
На симуляторе можно ездить по любым трассам сколько хочешь, без ограничений. При этом со временем, когда работаешь с одним и тем же симулятором, ты всегда добавляешь к нему свою информацию и, таким образом, улучшаешь его настройки. И с каждым разом симулятор становится лучше, ты его развиваешь вместе с командой.
На данный момент из-за того, что машина Мировой серии Рено новая, нет симуляторов с точной моделью того, как она ведет себя в реальности. Думаю, к следующему году, если работать вплотную с той или иной компанией, можно будет делать очень полезные и очень эффективные тесты именно на симуляторе. Сейчас мы работаем с Dallara и приносим им много информации.
— Как для тебя сложилась гонка в Монако?
— В Монако 70% уик-энда — это квалификация. Очень важно сделать чистый круг, когда нет желтых или красных флагов и т.п. В четверг, на практике, в связи с тем, что на трассе постоянно были красные или желтые флаги, постоянно приходилось заезжать в боксы. В итоге у меня получилось где-то 6 чистых кругов. Когда ты первый раз на трассе, за такое маленькое время нельзя понять, что, где и как.
Квалификация получилась неудачная, нам не повезло. Так что стартовал я с 25-й позиции, и передо мной стояла задача доехать до финиша и ничего не сломать, попробовать сделать несколько обгонов и держать темп, учить трассу, набираться опыта.
На первом же круге обломок, слетевший с другой машины, повредил переднее крыло моего болида и пробил левое колесо. Вынужденный пит-стоп испортил гонку...
— Каковы цели на сезон?
— Я стараюсь ставить перед собой реалистичные цели. У меня огромная мотивация на весь сезон стараться зарабатывать очки. Это возможно. Но конкуренция в Мировой серии Рено очень высокая. Безусловно, здесь все умеют пилотировать.
Наша задача — использовать каждую ситуацию по максимуму. Получать максимальную эффективность от работы команды. Сейчас, опять же, есть много вещей, которые можно исправить, и нам нужно работать над этим. Я надеюсь, что к Спа команда хорошо подготовится к пит-стопам, учтет все варианты, чтобы в случае нестандартной ситуации всегда был план B. Мы постараемся выезжать на практику с хорошими настройками, которые позволят сразу учить трассу и искать быстрые секунды.
Моя задача — стабильно показывать результат, стабильно показывать прогресс, набираться опыта. Работать над своими слабыми местами и улучшать свои сильные стороны.