Путешествие блоггера Александра Беленького по США продолжается. За 62 дня он должен проехать на автомобиле через всю Америку.
Пришло время подробно рассказать вам о моей попутчице, чистокровной американке Луизе Макаровне Малибу. Именно так я называю свой Chevrolet Malibu. С начала апреля мы проехали вместе около 9500 километров и побывали в тринадцати штатах. Кажется, что поездка началась совсем недавно, но когда я пересматриваю фотографии первых дней, кажется, что это было так давно — Детройт, Чикаго, Калифорния...
О том, какое счастье на меня свалилось, я понял не сразу. Виной этому — американская вежливость и уважение к чужой собственности. За целый месяц всего три человека сказали «Вау, это новый Малибу!», и один раз мотоциклист, обогнавший меня на хайвее, притормозил и показал поднятый вверх палец — «Класс!». Все остальные американцы вели себя безразлично — никто не сигналил в потоке, ни один полицейский не остановил меня, чтобы спросить, сколько она стоит и сколько ест бензина.
Ест она немало. У меня получилось порядка 14 литров на 100 километров в смешанном цикле. Американские машины не отличаются экономичностью в расходе топлива, но взамен водитель получает динамику. Я ни разу не давал машине «под зад», да и вообще почти всю дорогу использовал круиз-контроль, такова уж особенность американских трасс — они позволяют ездить хоть 200 километров в час, но при этом настраивают на спокойную манеру вождения. Куда торопиться, если нет пробок, дорога прекрасна, ты всегда знаешь, во сколько приедешь в нужное место.
Эта машина — восьмое поколение Малибу. Впервые она была выпущена еще в 1964-м году. Кстати, машины Malibu разных лет принимали участие в съемках более чем семисот фильмов! Самые известные - это «Терминатор 2», первая часть трилогии «Назад в будущее», «Полицейский из Беверли-Хиллз 2», «Мой кровавый Валентин», «Борат», а также эти машины можно было встретить в легендарных сериалах «Секретные материалы», «Декстер», «Как я встретил вашу маму», «Все ненавидят Криса» и «Побег из тюрьмы».
Салон Malibu мне понравился. Органы управления удобные, почти все самые необходимые кнопки расположены на руле: управление музыкой и круиз-контролем.
Одна из особенностей всех Chevrolet новой линейки — большое количество полочек, бардачков и карманов. В Malibu даже экран мультимедийной системы поднимается вверх, и под ним расположен весьма приличных размеров ящик, куда можно спрятать навигатор, когда уходишь из машины. Кстати, впервые такой «бардачок» появился в минивэне Chevrolet Orlando.
Но всё-таки любая машина — это транспорт. А в большом путешествии невозможно обойтись без дополнений и девайсов. Я хочу рассказать об устройствах, которые путешествуют вместе со мной. В первую очередь - это, конечно, навигатор. Обычно я использую навигатор с программой iGo, но айфон тоже неплохо работает как навигатор с Google картами в США. В Малибу был установлен автомобильный видеорегистратор Neoline, который записывает видео в формате HD. Я постоянно использую его, и сохраняю самые интересные моменты и красивые виды.
Плюс еще есть спутниковый двухсторонний трекер Spot Connect. Я купил его в Монтане, и с тех пор каждый мой шаг отображается на этой карте. Еще у трекера есть тревожная кнопка SOS, если нажать которую, то придёт помощь, причем любая: будь то терпящий бедствие в горах альпинист или мужик, на которого напали гопники в чёрном гетто.
В начале мая к дому, где я остановился в Лос-Анджелесе, приехала сменная машина. Ярко-рыжий Chevrolet Sonic, который называется в Европе Aveo. С этим автомобилем я хорошо знаком — в прошлом году именно на такой машине я проехал семь балканских стран. И всё бы ничего, но на этот раз Aveo оказался хэтчбэком. В седан отлично влезали два чемодана, в багажнике хэтча же не поместится даже один. Тем интереснее. На городской машине через полстраны с пустынями и горами!
Аризона!
Я уже был в Аризоне и рассказывал вам о кровожадных индейцах и природных красотах штата. Теперь же я снова сюда вернулся, но уже в южную часть: путь из Калифорнии на восток страны лежит через аризонские пустыни. Когда я менял машину в Лос-Анджелесе, я предупреждал, что размер и дорожный просвет не остановит меня: если я запланировал бездорожье, то всё равно туда заберусь. Сказано — сделано. Рыжий Соник успешно покорил грунтовку и пески: только от кактусов приходилось уворачиваться, чтобы не проколоть колесо.
Напрасно я ругался на калифорнийский переменчивый климат: едва пересёк границу штата, как градусы резко поползли вверх и остановились только на значении «98» по Фаренгейту. Это тридцать пять жары. От этих мест рукой подать до Мексики. Поэтому почти на всех дорогах, ведущих на север, можно встретить будочки пограничного контроля. Я наткнулся на один такой пост: первый раз за месяц путешествия машину остановили и попросили документы. Очень вежливо и корректно, объяснив причину: пограничники досматривают все автомобили, потому что нередки случаи незаконного пересечения границы, и беглецов отлавливают и возвращают назад, на Родину. Российский паспорт погранца полностью устроил, он лишь поинтересовался, чего это я так далеко забрался. «Путешествую вокруг всей Америки. Сейчас еду в пустыню». Он рассмеялся и подумал, что я шучу. «В пустыню на этом? Там можно проехать только на внедорожнике!» Я обескуражил дядьку, выдав ему, что у нас покрытие на трассах хуже, чем у них в пустынях, и поехал дальше. Кстати, когда возвращался назад, весь пост сбежался поглазеть на «crazy russian», проехавшего по бездорожью на маленьком городском автомобильчике. Они жали мне руки и говорили, что я очень смелый человек и непременно должен пойти работать в пограничную службу США.
А степень бездорожья вы можете оценить сами. На мой взгляд, это обычная грунтовка, которая есть в любой русской деревне, ничего экстремального. Но то, что русскому хорошо, американцу смерть. Ни один здравомыслящий человек в этой стране не сунется на дорогу без асфальта на «недоприводе».
В пустыне я оказался во второй раз в жизни, и, надо сказать, мне там не нравится. Жарко, однообразно, откровенно нечем заняться. Даже поговорить не с кем. Растительность откровенно скудна, как и должно быть в настоящей пустыне. Но кактусы классные, хотя и они надоедают через полчаса пути. Зачем я попёрся в пустыню? Ради старой железной дороги, которая проложена здесь полторы сотни лет назад.
Железная дорога очень старая. Это по ней ходили поезда с золотом, по ней перевозили знаменитых преступников Дикого Запада, и это здесь стреляли бизонов. Сейчас ветка не используется, рельсы проржавели, но за дорогой явно следят. Сохранился даже резервуар для воды, хотя вряд ли когда-то по этой дороге вновь проедет паровоз.
Самое большое кладбище самолетов
Пустыня штата Аризона таит в себе много интересных вещей. Например, пять тысяч заброшенных самолетов, аккуратно припаркованных среди песка и кактусов. Хоть самолёты заброшены и давно не летают, они расположены на территории базы ВВС США «Дэвис-Монтен», что в аризонском городе Тусон. Все самолёты огорожены забором, и внутрь попасть практически невозможно. Америка — не Россия: дырявые заборы здесь не водятся, но если попытаться объехать территорию по периметру — есть шанс найти то, что ищешь. Здесь догнивают и доживают свой век только военные самолёты. Начиная со второй мировой войны все списанные, но не развалившиеся борта свозили сюда. Сама база была основана в 1925-м году, а название своё получила в честь двух военных лётчиков первой мировой войны — Самюэля Дэвиса и Оскара Монтена. Базу расширили к 1940-му году, когда в Европе уже бушевала Вторая мировая война. На этой базе стали готовить экипажи для бомбардировщиков. После окончания войны, в 1945-м, тренировочную базу закрыли и решили использовать место в качестве кладбища ненужных теперь боевых самолётов. Местный сухой климат и твёрдая почва обеспечивают идеальную сохранность для воздушных судов на протяжении долгого времени. Вот только в скором времени тренировочный центр пришлось формировать снова. Началась холодная война, и военным пришлось объявить постоянную боевую готовность, которая продолжалась почти сорок лет.
Здесь обосновались строевые части стратегической авиации и специальная группа техников, готовая расконсервировать старые самолёты. С начала пятидесятых здесь базировались две авиагруппы Boeing B-29 Superfortress, а с шестьдесят третьего — самолёты-шпионы Lookheed U-2. Также где-то в окрестностях были расположены ракетные шахты в количестве 18 штук. Холодная война закончилось, и постоянная боеготовность для такого количества самолётов снова стала ненужной. Самолёты старели и ржавели. Некоторые из них думали перекрасить, переоборудовать и использовать для нужд гражданской авиации, да так и не сложилось. Когда появился интернет, о базе стало широко известно за пределами Аризоны и Америки.
Американцы ухитрились и из этого кладбища сделать доходный бизнес. Базу Дэвис-Монтен занимает 309-я группа Министерства Обороны США, в составе которой работает примерно полтысячи человек, занимающиеся ремонтом самолётов. Каждый год на базе появляется около 400 новых единиц техники. Чтобы кладбище не разросталось, примерно такое же количество самолётов продаётся дружественным, но бедным странам или уничтожается. По соглашению о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанному между США и Россией, здесь было уничтожено 365 бомбардировщиков Boeing B-2 Stratofortress.
Каждый самолет, поступающий на хранение на базу Дэвис-Монтен, подвергается тщательному осмотру, с него демонтируется вооружение и секретное оборудование, а топливные системы осушают и прокачивают маслом. Весь парк техники можно разделить на четыре группы: долгосрочная и краткосрочные консервации (потенциально боеспособная техника), самолёты-доноры и техника для продажи. В последней категории иногда оказывается и не летающая военная техника. Например, в прошлом году сюда привезли не использованные, но списанные по возрасту военные «Хаммеры». Руководство базы решило реализовать их через интернет, но было куплено всего несколько единиц — эти машины не приспособлены для гражданской жизни и умирают в неволе: расход топлива очень большой, неудобный салон, механическая коробка. Но Америка умеет делать бизнес: на каждый доллар, потраченный на содержание самолётного кладбища и авиаремонтной бригады, авиабаза зарабатывает 11.
Нью-Мексико и Техас
Самый большой штат своей страны многие американцы считают странным, а самих техасцев чудаковатыми. Многие не любят их подсознательно, но на вопрос «почему» могут ответить только потому, что «оттуда родом Джордж Буш».
К сожалению, штат Нью-Мехико я почти не посмотрел: самое интересное находится на севере штата, в районе городов Санта-Фе и Альбукерке, но я туда не добрался. Пожалуй, единственное интересное на юге Нью-Мехико — это крохотный, спрятавшийся от всех национальный парк «Белые пески». Не парк даже, а «монумент», входящий в систему нацпарков. В американском понимании, парк - это когда много всего и надо ездить вокруг, а монумент — интересное природное явление. Приехал, посмотрел и покатил дальше. Это классическая такая пустыня, как в Аризоне, только песок белый. Скучно...
Нефть — неотъемлемая часть Техаса. Я бы даже сказал, что это чуть ли не единственный американский штат, где нефть сегодня реально добывается и перерабатывается, в остальных штатах почти все месторождения законсервированы для будущих времён. Здесь же каменное масло течёт почти из-под каждой картофельной грядки. По дороге я встретил с десяток небольших нефтяных заводиков в маленьких городишках. Как и многие другие отрасли бизнеса в Америке, нефтяной бизнес тоже частный. Есть компании-гиганты, но никто не отменит и не захватит сотни маленьких нефтяных компаний, которые могут обеспечивать топливом и другими нефтепродуктами соседние районы.
В штате интенсивное движение тракторов, но ездят они исключительно по обочинам, а если таковой нет — немедленно прижимаются к краю дороги, завидев автомобиль сзади. Тракторы ведь ездят медленнее. В этом штате окошки drive-thru во многих местах специально сделаны большего размера, чтобы можно было заехать туда на тракторе. В Макдоналдс, например.
Наверное, вы уже представили себе Техас эдакой дырой? А вот и нет. Есть в Техасе и островки цивилизации в виде четырёхуровневых дорог. Есть как минимум три очень крупных города с большими небоскрёбами: Даллас, Хьюстон и столица штата, город Остин. И именно в Техасе находится главная база НАСА. Но обо всём этом — в следующий раз!
Текст и фото: Александр Беленький