Авария в городе: а если не пристегнуться?

Готовы ли вы пройтись по краю крыши многоэтажного дома? Страшно? А проехать непристёгнутым в автомобиле? Запросто?

Многие думают, что ремни безопасности актуальны только в авариях, которые происходят на высоких скоростях во время езды по загородным дорогам и магистралям. Поэтому от автомобилистов часто можно слышать: «Я в городе не пристёгиваюсь, какой в этом смысл? Скорости небольшие, подумаешь пару километров проехать». Подобных комментариев было немало и к нашей недавней статье «Ремни безопасности. Почём жизнь?». Так вот, мы решили вернуться к вопросу и разобрать, что же всё-таки может произойти с водителем и пассажирами в автомобиле при аварии в типичном «городском» режиме.

content image for: 37129

Для начала, попробуйте ответить себе на вопрос: готовы ли вы пройтись по краю крыши многоэтажного дома? Страшно? А проехать непристёгнутым в автомобиле? Запросто? Это потому, что привыкли! А знаете ли вы, что кинетическая энергия, которую набирает тело, одинакова – что при падении с уровня второго этажа (высота около четырёх метров), что на скорости всего лишь 30 км/ч. И во втором случае отделаться лёгким испугом намного проще. Надо лишь заранее пристегнуться. Конечно, здравомыслящий человек ни с крыши, ни со второго этажа прыгать не станет... А если «подтолкнут»? От случайностей никто не застрахован. В России ежегодно фиксируется 195 000 ДТП. Ежедневно в среднем получается по 535, причём в большинстве из них участвует более двух человек. Совершенно несложно зрительно представить эти «точки» на карте нашей необъятной страны и подсчитать вероятность сего события для себя.

content image for: 37129

Так вот: статистика говорит, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении в 2-2,5 раза, при боковом — в 1,8 раза, а при опрокидывании — аж в 5 раз! А ведь при невысоких или относительно невысоких скоростях зафиксированное тело вообще можно оградить от повреждений. Несмотря на штрафы, активную пропаганду в прессе и на телевидении, призывающую использовать ремни, число непристёгнутых людей в автомобилях всё равно остаётся большим. Взгляните в окна соседних автомобилей – у нас, навскидку, каждый второй-третий водитель непристёгнут, а пассажиров, которые пользуются ремнями на задних сиденьях, днём с огнём не сыщешь. Cоциологический опрос, проведённый по заказу ГИБДД, показал, что в настоящий момент около 11% россиян в автомобиле никогда не пристегиваются. 33% опрошенных заявили, что используют ремень лишь в том случае, когда сидят на переднем кресле. «Решают по ситуации» 13% опрошенных. Однако 44% пользуются ремнём всегда.

Да что Россия! Даже в Германии количество непристёгнутых (хотя там количество использующих ремни более 90%) впервые за последние годы стало увеличиваться. Причина – массированная реклама, постоянно капающая на мозги, что, дескать, современные автомобили надёжно оберегают водителя и пассажиров. СМИ (да и мы сами тоже) рассказывают про «отличную управляемость», «цепкие тормоза», кучу систем, стабилизирующих динамику, про электронных помощников, вроде всяких активных круиз-контролей, способных автоматически экстренно замедлять автомобиль, про подушки и «звёзды», заработанные в крэш-тестах. Перечисленные средства, бесспорно, полезны, эффективны и приносят свои плоды. Но чревато всё это тем, что в людей вселяется излишняя уверенность в мощной защите.

content image for: 37129

Дескать, с такой защитой я могу не пристёгиваться. Я защищён, можно и притопить, это же так просто и приятно! Нажал – поехал! Помножить такое понимание на «авось», «пронесёт» и «со мной никогда ничего не случится», и получаем неутешительные результаты. Интересная вещь – российский автопарк при общем росте молодеет, автомобили устаревших конструкций и «лохматых» годов выпуска сменяются новыми, спроектированными по совершенно иным канонам и требованиям, количество спасательных систем и опций растёт, как на дрожжах, а статистика смертности и травматизма прыгает у одних и тех же значений несколько лет кряду. Количество погибших в ДТП держится у рубежа 27 000 в год (в 2012 году – погибло 27 991 человек, +0,1% по сравнению с 2011 годом), раненых у нас около 250 000 за 12 месяцев. В общем, есть над чем задуматься...

Итак, в подтверждение необходимости пристёгиваться, в том числе и в городе, где преимущественно невысокие скорости, приводим любопытный тест, проведённый автомобильным немецким клубом ADAC. Видео мы, естественно, c немецкого перевели.



Пару слов о методике испытаний. На специальной тележке закреплён кузов с элементами интерьера, сюда усаживают двух 75-килограммовых манекенов – водителя и пассажира, соответственно, на первый и второй ряды. Тележку сначала разгоняют, а потом резко останавливают при помощи специального клинового тормоза с замедлением 10g. Примерно такое замедление обеспечивает кузов автомобиля при деформации во время удара со скорости 30 км/ч. Почему именно 30?

Наибольшее количество аварий в городе происходит именно с такой разницей скоростей между сталкивающимися автомобилями. И обычно удерживающие системы производителями настраиваются таким образом, что подушки с пиропреднатяжителями при подобной силе удара ещё не срабатывают. Почему? Дорого, впустую и неполезно – при раскрытии эйрбэгов возможны баротравмы, и даже микроинсульты. Вот и берегут «тяжёлую артиллерию» на более экстренные случаи, а до «30 км/ч» вполне можно обойтись и ремнями с инерционными катушками. Дабы исключить случайные «выстрелы», на время теста «пиротехнику» дезактивировали, чтобы сравнение ударов между собой было максимально корректным. Так было проведено несколько испытаний, во время которых смоделированы типичные ситуации с пристёгнутыми и непристёгнутыми манекенами.

Эксперимент 1

Образцовая картинка – водитель и сидящий за ним пассажир пристёгнуты ремнями

content image for: 37129
content image for: 37129
content image for: 37129

Эксперимент 2

Отстёгиваем заднего пассажира, водитель пристёгнут. Распространённая ситуация, правда?

content image for: 37129
content image for: 37129
content image for: 37129

Эксперимент 3

Непристёгнутый манекен на водительском кресле

content image for: 37129
content image for: 37129
content image for: 37129

Итоги

Без повреждений обошлись лишь пристёгнутые. У непристёгнутых зафиксированы высокие пиковые нагрузки в области головы, шеи, груди и бёдер. Травмы неизбежны. И это при 30 км/ч! А если вспомнить, что кинетическая энергия, которую развивает тело, которую надо погасить при ударе, возрастает квадратично в зависимости от скорости, то тут важен каждый набранный «километр в час». Чем дальше забирается стрелка спидометра, тем меньше вероятность отделаться лёгким испугом, попав в ДТП. К тому же нередки случаи, когда во время аварий, произошедших на совершенно «безобидных» скоростях, седоки по разным причинам вылетали из салона на проезжую часть и оказывались под колёсами соседей по потоку.

content image for: 37129


Вопрос безопасности, понятно, – вещь комплексная, но любой аргумент против использования ремней – не спорный, а ошибочный. Сел – пристегнись, даже если нужно проехать сотню-другую метров на небольшой скорости. Далеко за примерами ходить не надо – в нашего коллегу по цеху Влада Клепача, мирно стоявшего в пробке около «двойной сплошной» на Садовом кольце на новеньком Volkswagen Golf GTI, со «встречки» со страшным ударом «причалил» Mitsubishi Pajero, из-за того, что молодая беременная женщина потеряла сознание за рулём. Скорость внедорожника в момент столкновения была около 70 км/ч. Последствия плачевные – потерянный ребёнок, синяки от ремней, ожоги от газов сработавших подушек, Golf (из-за меньшей массы и более податливого кузова) под списание, страховщики после констатировали «гибель транспортного средства». Но оба водителя живы! И таких примеров очень много.

Возьмите за правило – не проезжать ни метра непристёгнутым. И не тешьте себя пониманием, что вы опытный водитель и не лихачите. Не вы, так в вас, не приведи Бог. Дорога, особенно скользкая, полна неожиданностей. Всегда вероятна ситуация, когда сидящий за рулем окажется просто бессильным. И ленточка на груди окажется спасительной. Мы пристёгиваемся всегда, а строптивых задних пассажиров перед поездкой «убалтываем» шутками-прибаутками или настойчивыми убеждениями с яркими показательными примерами «на тему». Особенно упёртых можно отправить в дальнейшее путешествие пешком. «Если вдруг что», целее будут и он, и вы.

Доброго пути! Берегите себя и своих близких!

Анатолий Кучерявенко, Виталий Кабышев
Фото и видео: ADAC

Видео по теме

На дороге, как на войне – не ровен час: а может, мы, а может, нас. Заснувший непристёгнутый водитель, а заодно и другие ни в чём не виноватые участники движения, стали заложниками его разгильдяйства.


В результате – серия ударов и опрокидывание.


Данный видеорегистратор оснащён датчиками ускорения. По шкалам хорошо видно, что во время первого удара в продольном направлении кратковременная перегрузка достигла 6,8g. Водитель после него очнулся и даже остался в кресле (что весьма нетипично), но, понятно, сделать уже ничего не смог. Далее – неуправляемое скольжение, повторные удары, опрокидывание и серия кувырков. Будь водитель пристёгнут, он бы не бился во время кульбитов обо всё подряд. Замедления кузова в разные моменты времени при последующих кувырках и ударах достигли максимумов 10,3g в продольном и 7,3g в поперечном направлениях. В таких авариях у непристёгнутых высока вероятность серьёзных травм.


Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!

Перебор скорости и потеря управления стали результатом «замеса» из четырёх автомобилей. Всего пара секунд отделяет «нас здоровых» от «нас инвалидов». Авария – это реальность, которая может коснуться каждого из нас. Судя по тому, что творится на наших дорогах, многие забывают, не понимают или не хотят понимать, что кругом в автомобилях и на тротуарах люди – нормальные люди, живые и здоровые.


Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Ничто не предвещало беды – скользкая дорога, резкое перестроение, ритмический занос, потеря управляемости, удар...
и умелые действия водителя смогли бы предотвратить эту аварию. Судя по всему, женщины, отделавшиеся лёгким испугом, были пристёгнуты, иначе мы увидели бы, как они, пролетев над подушками, ударились головами о лобовое стекло.


Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Резкое торможение при перестроении спровоцировало занос. После потери управляемости и удара о стоящий грузовик непристёгнутая женщина вылетела из салона по причине повреждения замка двери. Среди живых ей удалось остаться благодаря счастливой случайности и реакции ехавшей за ней женщины.


Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
При любом ударе или опрокидывании непристёгнутые бьются об элементы интерьера и других седоков со всей силы. Травм не избежать. В данном случае непристёгнутый манекен-пассажир, сначала полетав по салону, под действием центробежных сил покинул кабину через разбитое фронтальное окно и рисковал быть раздавленным кабиной грузовика. Пристёгнутый остался на своём месте, защищённый силовой структурой кабины. Увы,
не редкость.


Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Безобидная, на первый взгляд, скорость, отвлёкшийся (заснувший, пьяный, под наркотиками, а может, ему просто стало плохо?) водитель, монотонный уход в сторону и... Удар, который привёл к опрокидыванию. Не думаю, что вылетевшая из автомобиля женщина хотела после полётов по салону оказаться на асфальте под колёсами едущих следом автомобилей. Женщине, да и остальным седокам повезло, что водитель легковушки, с которой произведена запись, применив экстренное торможение, вовремя успел остановиться.

Данный материал является учебным. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ! Источник
Виталий Кабышев