Опции из группы риска

Мы сравнили 25 популярных моделей автомобилей по соотношению цена/безопасность
Павел Ёлшин

Российские автомобилисты могут экономить на безопасности так, как европейцам и не снилось. У нас можно купить машину без АБС и подушек безопасности. Даже покупатели недешевых иномарок нередко отказываются от системы динамической стабилизации, которая в Европе в конце прошлого года вошла в список обязательного оснащения. В России можно выбирать степень риска в широких пределах. Мы сравнили 25 популярных моделей по соотношению цена/безопасность.

Если в стране каждый второй водитель — фаталист, который не верит даже в необходимость пристегиваться ремнем безопасности, высоко оценивает собственное мастерство и искренне считает, что все электронные помощники только мешают, то автопроизводители по-своему подстраиваются под такой рынок. В России нет большой необходимости соревноваться за звание наиболее безопасной машины в классе, поэтому в рамках одной категории могут сосуществовать автомобили, очень сильно отличающиеся друг от друга по оснащению, влияющему на безопасность.

Речь не только о самых дешевых моделях, у которых встречаются абсолютно «пустые» комплектации. Даже в «гольф-классе» мы наблюдаем весьма большой разброс вариантов! Многие ли знают, что у Toyota Corolla вообще нет комплектаций с ESP, хотя четыре подушки безопасности — уже «в базе»? У начальной версии Skoda Octavia лишь одна подушка, но ESP можно получить за доплату. Ну а все версии Honda Civic нового поколения оснащены шестью подушками и ESP. Впрочем, это одна из самых дорогих моделей в классе...

К счастью, среди российских автомобилистов все больше тех, кто не столько верит в судьбу, сколько в теорию вероятности. Статистические исследования не оставляют сомнений: ESP уменьшает риск попадания в ДТП со смертельным исходом на 56% (в случае аварии с участием одной машины) и на 43%, если в аварии участвует несколько автомобилей. Такие данные приводит одна из самых авторитетных исследовательских организаций, занимающихся безопасностью дорожного движения, — Insurance Institute for Highway Safety (США).

О том, как работают ESP и другие системы, и почему они столь эффективны, мы уже не раз рассказывали нашим читателям. Ниже мы приводим ссылки на предыдущие публикации, а в этой статье постараемся определить, какие конкретно модели можно назвать рекомендуемыми покупками с точки зрения безопасности.

Как мы сравнивали

По-настоящему объективные сведения о безопасности той или иной модели дают лишь независимые краш-тесты, однако на Западе в испытаниях, как правило, участвуют экземпляры, оснащенные максимальным числом подушек, также в зачет идет и наличие ESP. А сколько звезд заработают «пустые» версии, продающиеся у нас, сложно судить. Не говоря уже о том, что многие модели на нашем рынке вообще не проходили краш-тестов Euro NCAP.

Мы постарались суммировать всю имеющуюся информацию о безопасности той или иной модели: многие из машин не тестировавшиеся в Европе, испытаны нашими коллегами из Авторевю по методике, близкой к Euro NCAP (их версия краш-теста называется ARCAP). Мы постарались учесть эти результаты. Также мы с пристрастием оценили наличие у выбранных нами машин разного рода оборудования, повышающего безопасность, причем всё прочее оснащение в данном случае в расчет не брали: если его можно вычеркнуть, не пожертвовав безопасностью, мы так и делали. Таким образом мы выяснили минимальные цены на самые безопасные версии той или иной модели.

Параллельно мы приводим цены и оснащение базовых версий тех же машин. Порой разброс между минимальной и «безопасной» комплектацией столь велик, что волей-неволей задумаешься об экономии.

Те или иные автомобильные марки иногда используют несколько разную терминологию в описании своих электронных систем. Несведущий покупатель может запутаться во всех этих сокращениях: EBD (система распределения тормозных усилий), EBA (система помощи при экстренном торможении), TCS (противобуксовочная система) и т.д. На деле перечисленные чудеса техники — это не отдельные устройства, а функции, которые реализуются через блок управления антиблокировочной системы тормозов и системы динамической стабилизации. Сопоставляя конкурирующие модели автомобилей, мы, в первую очередь, интересовались наличием у той или иной машины АБС и ESP, а вторичные функции в расчет не брали.

Все данные мы свели в единые таблицы по каждому из классов. Красным отмечены негативные параметры, отличающие ту или иную модель от большинства конкурентов. По каждому автомобилю мы приводим подробные пояснения, почему он занял строчку выше или строчку ниже, чем ближайший конкурент.

Российские модели и компактные иномарки до 335 000 руб.

Как бы ни ругали мы вазовскую продукцию за низкое качество и общую отсталость, но если судить по «безопасному» оснащению, то вовсе не тольяттинские модели являются аутсайдерами своего класса. Тот факт, что Daewoo Nexia во втором десятилетии XXI века принципиально не оснащается ни подушками, ни АБС даже в самых дорогих комплектациях, можно назвать поистине вопиющим.

Правда, утверждать, что модели Lada безопаснее, можно лишь с большими оговорками. В сравнении с более современными иномарками B-класса, о которых речь пойдет в следующей главе, — небо и земля. В случае с машинами из самой доступной ценовой категории основная проблема — это устаревшая конструкция кузова, которая не способна эффективно поглотить удар. Поэтому даже модификации с подушками безопасности демонстрируют невысокие результаты в краш-тестах.

* В краш-тесте Авторевю принимал участие Chevrolet Lanos, произведенный на заводе ZAZ и практически во всем идентичный той модели, которая сейчас выпускается под именем ZAZ Chance

Таблица 1


Компактные иномарки от 335 000 до 500 000 руб.

В этом классе покупателям уже доступно приличное оснащение, но лишь в дорогих комплектациях. Причем размер переплаты в сравнении с базовой версией — огромный. Сложно назвать рекомендуемой покупкой компактную иномарку ценой более 600 тысяч рублей. Большинство покупателей ограничатся двумя подушками и АБС и будут, пожалуй, правы.

Таблица 2


Гольф-класс от 500 000 до 700 000 руб.

Эта категория машин стоит на пороге серьезных перемен по части безопасности. Электроника, которая в прежние годы была доступна лишь покупателям автомобилей представительского класса, начинает внедряться на сравнительно массовых моделях. Уже в скором будущем российские Фокусы обзаведутся системой, отслеживающей дорожный поток впереди машины, и в случае, если возникла опасность столкновения, а водитель зазевался, автоматика сама произведет экстренное торможение (на Западе Фокусы с таким «автопилотом» уже продаются). Наверняка потом нас ждет и система удержания машины в своей полосе, а когда-нибудь и приборы ночного видения, распознающие пешеходов, перебегающих трассу в темноте. Впрочем, и сейчас с точки зрения безопасности современным моделям гольф-класса есть, чем похвастать. Практически для всех новинок стало нормой зарабатывать пять звезд в краш-тестах, да и с оснащением у них все в порядке. Хотя, есть и исключения.

Таблица 3


D-класс от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

В этом классе экономия на безопасности практически не предусмотрена: в базовую комплектацию последних моделей, как правило, уже входит максимум оборудования. Различия лишь в том, что у кого-то максимум — это 8 подушек, а у кого-то — 6. В краш-тестах никто не продемонстрировал плохих результатов. Так что выбирать стоит в первую очередь по цене. Исключение — Chevrolet Epica.

Таблица 4


Кроссоверы от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Не все «паркетники» могут похвастать высшим рейтингом по Euro NCAP, и не каждая модель имеет полный набор «безопасного» оборудования уже в базовой версии. Таким образом, расстановка кроссоверов по соотношению цена/безопасность вполне очевидна.

Таблица 5


Путеводитель по системам безопасности

Подушки безопасности. Используются для смягчения удара и поддержки тела во время столкновения. Даже АвтоВАЗ недавно принял решение, что все новые модели, начиная с Гранты, будут в обязательном порядке оснащаться хотя бы одной подушкой. Абсолютное большинство мировых автопроизводителей признали необходимость этого оборудования много лет назад. В США еще с 80-х годов все автомобильные марки в обязательном порядке включают водительскую подушку в стандартное оснащение. Подробнее об истории изобретения подушек безопасности и ремней — в статье «Пять историй, или Кому сказать спасибо».

АБС или ABS (Антиблокировочная система или Anti-lock braking system). Система при экстренном торможении не дает колесам блокироваться, что предотвращает потерю управляемости автомобиля и позволяет маневрировать (без АБС во время торможения на заблокированных колесах автомобиль продолжает двигаться по инерции по траектории, которую, как ни крути «баранку», изменить не удастся). Антиблокировочная система позаимствована автопромом у авиации: на самолетах еще в 20-е годы прошлого века появился механический прообраз АБС.

ESP (Electronic Stability Program или система динамической стабилизации). Система путём выборочного подтормаживания колёс, контролирует поперечную динамику автомобиля, предупреждает потерю управляемости, помогает держать автомобиль на траектории, близкой к заданной водителем, и стабилизирует его. Продвинутые системы могут бороться и с заносами, и со сносами. С ESP больше вероятность остаться в пределах дорожного полотна и меньше риск переворота. Все подробности о том, как работает это оборудование, — в материале «Скольжениям бой. Азбука ESP».

Новые чудеса техники. В XXI веке электронные помощники освоили новые «трюки». На люксовых моделях уже широко распространены системы автоматического экстренного торможения, системы удержания автомобиля в своей полосе, камеры ночного видения, радары, контролирующие дистанцию до впередиидущей машины, и много другое. Постепенно это оборудование перекочевывает и на более доступные модели. Обзор новейшего оборудования, уменьшающего наши риски на дороге, — в статье «Техника безопасности: электронный пилотаж».

Павел Ёлшин
Фото фирм-производителей, Виталия Кабышева и Павла Ёлшина