«24 часа Дмитрова», или Как мы пытались установить 12 рекордов за сутки

12 рекордов за сутки – много это или мало? Я бы, наверное, этого никогда и не узнал, кабы не звонок в погожий майский вечер. «Мы тут собираем экипаж для 24-часового марафона на Дмитровском полигоне, интересно поучаствовать?»

12 рекордов за сутки – много это или мало? Я бы, наверное, этого никогда и не узнал, кабы не телефонный звонок в погожий майский вечер. «Мы тут собираем экипаж для 24-часового марафона на Дмитровском полигоне, интересно поучаствовать?». Ни секунды раздумий. Конечно же, да! Не всё ведь французам да немцам носиться в Ле-Мане.

content image for: 31610


Прошла пара недель, и вот мы уже мокнем под проливным дождём на полигоне возле выезда на 14-километровое скоростное кольцо. Льёт так, что щётки стеклоочистителя не справляются даже при 50 км/ч! Погодка явно не «рекордная». Но нам повезло. Автовоз с тремя машинами слегка задержался в пути, поэтому старт гонки перенесли с «ле-мановских» 15 часов до 17 часов. Забились под шатёр пункта дозаправки. Ждём...

content image for: 31610


Мы – это девять смелых. Три экипажа по три человека. Первый экипаж – несомненно, самый опытный. Борис Шульмейстер – мастер спорта, многократный призёр кольцевых и трековых гонок. Олег Кесельман – мастер спорта, чемпион России в классе «Туринг», бывший пилот Porsche Carrera Cup Deutschland. А с ними – Юрий Иванович Лесовский, мастер спорта СССР, обладатель множества рекордов и участник марафонов Лондон-Мехико и Лондон-Сидней.

content image for: 31610


Второй экипаж тоже не лыком шит. Андрей Леонтьев, помимо работы на телевидении, ещё и кандидат в мастера спорта, а с этого года пилот команды «КамАЗ-Мастер» в чемпионате России по ралли-рейдам. С ним же многократный рекордсмен России и мастер спорта Сергей Ларин и его сын Кирилл – призёр чемпионатов России по картингу.

content image for: 31610


Третий экипаж никакими громкими регалиями похвастать не мог, просто обычные журналисты. Это Алексей Мочалов с проекта All-Road.ru, участник и призёр трофи-рейдов, а ныне – штурман Андрея Леонтьева в боевом «КамАЗе». Это Дмитрий Соколов из журнала «Автомобили», призёр чемпионатов России по ралли и участник гонок VLN. И, собственно, я, Вадим Гагарин, редактор Авто Mail.Ru.

content image for: 31610


С Димой я уже знаком – мы вместе защищали российские цвета на февральской гонке в Адрии. Тогда мы гоняли на подготовленных родстерах Mazda MX-5. Сейчас же предстояло оседлать технику попроще. Так как рекорды (всего их наметили 12) мы планировали установить в категории автомобилей с безнаддувными двигателями объёмом до 1,4 литра, то и выкатили нам три с иголочки новеньких SEAT Ibiza. Они ещё не знали, что их ждёт в ближайшие сутки.

content image for: 31610


Оставалось только догадываться об этом и нам. Пока более опытные товарищи позировали перед фотокамерами и раздавали интервью, мы устроили мозговой штурм. Как распределимся по сменам? На сколько кругов хватит бака топлива? Как передавать вести с полей в штаб и обратно? Как, в конце концов, это выдержать?

content image for: 31610


Дождь почти закончился, всё готово к старту. Пошёл экипаж под номером «1». Полторы минуты – за ним второй. Ещё 90 секунд, и в бой уходит наш красный пятидверный «болид» с наклейкой «3» и Димой за рулём. Сколько его ждать? По нашим прикидкам 45-литрового топливного бака должно хватать где-то на 1 час 45 минут.

content image for: 31610


Спать пока не хочется. Бродим по нашему лагерю, кутаясь в куртки. Холодно. Чай у каждого свой. Моя же куча обычно ненужных термосов пылится дома. Тем временем пройдены дистанции первых российских рекордов – 10 и 100 километров. Дальше по нарастающей – 500 км и 1000 км. Плюс такие же расстояния, но в милях. И, конечно, впереди «часовые» отметки – 1 час, 6, 12 и самые престижные 24.

content image for: 31610


Как пролетело полтора часа, я и заметить не успел. Звонок с телефона, который организаторы положили в машину. «Кончается бензин, буду через 3 круга». Куртку долой, наушник для мобильника – в уши, подшлемник, шлем. Красная Ibiza влетает на импровизированный пит-лейн! Суета, беготня, механики проверяют уровень масла и шины...

content image for: 31610


Времени на дозаправку (около полутора минут) хватает, чтобы смениться, воткнуть наушники в телефон и даже отрегулировать сиденье. Всё! Поехали! Выезжаю, разгон. Дааа, возможности 85-сильного двигателя едва ли назовёшь безграничными. Первый подъём преодолеваю ещё на четвёртой передаче, на гребне втыкаю пятую.

content image for: 31610


Глаза разбегаются. Плиты, лужи, по краям – кривые отбойники с торчащими из них кустами. После первого круга ясно – надо прижиматься как можно ближе к левому «рельсу». Ветки, колея, а ещё местами просевшие плиты. Подвеска разгружается на этих мини-трамплинах, Ibiza «елозит» влево-вправо. Но ничего, привыкаешь, опасные места запоминаешь. Потом смело косишь траву и щекочешь кустарником борт. Главное, чтобы его не задел неожиданный изгиб металлического ограждения.

content image for: 31610


Становится понятной и предельная скорость. На самом длинном спуске стрелка спидометра почти доходит до 200 км/ч, на подъёмах убегает обратно за отметку «160». В среднем колеблется где-то около 170. Паспортная «максималка» - 175 км/ч. И так из круга в круг. 14 километров пролетаешь меньше чем за 5 минут...

content image for: 31610


Однообразные действия начинают угнетать. Правая нога всё время вжимает педаль в пол. Левая не делает ничего. Руки надо приучать поворачивать руль на минимальный угол – это залог скорости. А она бесценна. Чуть сильнее скорректировал – потерял. Попал в лужицу – потерял. А даже 5-10 км/ч в конце подъёма – это солидная потеря. Сюда бы круиз-контроль! И магнитолу...

content image for: 31610


Под конец смены руки начинают уставать, ноет шея – видимо, от постоянной «фоновой» нагрузки на левой дуге, хотя шлем не назовёшь тяжёлым. Но главное – не забыть размять правую ногу перед заездом на дозаправку. Иначе о точном торможении можно и не мечтать. Онемевшая нога не хочет подчиняться!

content image for: 31610


Звоню Лёше: «Готовься». Заезжаю. Успеваю сказать пару слов: «Трасса высохла, можно жарить на всю катушку». Провожаю взглядом. Усталость пока не чувствуется. В сон тоже не клонит. Время уже 9 вечера. Иду к Диме обсуждать стратегию. Итак, мы пробегаем по 22 круга, то есть по 308 километров за смену. Кроме того, мы потихоньку догоняем оба экипажа соперников!

content image for: 31610


Часы фиксируют полночь. Пытаюсь дремать, мешают полчища комаров. Хорошо, что скоро за руль. Смена проходит без проблем, выезжаю. А там темень! И трасса вроде высохла, но в низинах кое-где собирается туман. Особенно он был «не в тему» на дуге после длинного спуска. Ты влетаешь туда после спуска на 190 км/ч, но ничего не видишь! И противотуманок нет – комплектация базовая...

content image for: 31610


В голове мысли: «И зачем я только согласился?!» Хочется заехать, собрать вещи и попрощаться с коллегами. Но к моему удивлению, после двух кругов я уже полностью адаптировался. Переключился на ближний свет, в тумане ориентировался по тёмному шву между плит. И заметил далеко впереди красные фонари. Догоняю!

content image for: 31610


Главная опасность ночью – животные. Дмитровский полигон людным местом не назовёшь, а скоростная дорога идёт, по сути, в лесу. Вот и бегает-летает туда-сюда всякое зверьё. К счастью, на моём счету оказалась только одна птица. Но даже это выбивает из колеи. На счету остальных пилотов – «улов», к сожалению, побольше. Жалко живность, очень жалко. Но хорошо, что обошлось без кабанов и лосей...

content image for: 31610


Тем временем красные фонари приближались. Мало того, я догонял сразу оба экипажа – они сбились в группу. Ещё буквально несколько кругов, и я уже на хвосте! Попутно я установил лучший круг (об этом я узнал после смены), который перебили лишь за несколько часов до финиша. В чём же причина такой скорости?

content image for: 31610


Оказалось, всё дело в аэродинамике. Машина создаёт за собой зону разрежения, на которую очень чутко реагирует Ibiza. Мотор-то слабенький, воздушное сопротивление преодолевать ему тяжело, поэтому он с готовностью откликается на такую «помощь». Так что радовался я рано. Догнать-то догнал, обогнать – обогнал. А вот оторваться – невозможно!

content image for: 31610


Первым всю бесперспективность этого импровизированного «Наскара» понял Леонтьев. Андрей не стал кататься с нами и свернул на дозаправку. Это стало ключевым моментом гонки для их экипажа. Пока я с Шульмейстером играл в чехарду, мы теряли по несколько секунд с круга. А сообщить об этом досадном проигрыше мне никто не мог – была ночь, ребята дремали.

content image for: 31610


Потому-то я Алексею ничего и не сказал об аэродинамических особенностях. Он улетел в темноту, а я пошёл смотреть показания автоматического хронометража. Вскоре Лёша догнал Сергея Ларина, а тот возьми его и пропусти! Пока наша Ibiza «тянула» вторую машину, они спокойненько экономили топливо.

content image for: 31610


Правда, другой выгоды у второго экипажа не было. Так как мы стартовали с полутораминутным интервалом, а догнали их на трассе физически, то между нами и были те самые 90 секунд. Вот так два часа «возил» за собой их Алексей, потом в свою смену и Дима.

content image for: 31610


Не удалось оторваться и мне. Не хватило буквально нескольких секунд, чтобы уехать на достаточное расстояние от Андрея Леонтьева. Но главная сложность была в другом – в 6 утра очень хотелось спать. Где-то к середине смены организм окончательно понял, что пора бы ему отдохнуть. Спас телефон. Поговорив несколько минут с каждым из членов экипажа, я и сон вроде отогнал, и дальнейшие действия обсудили. Скидывать с хвоста Леонтьева было бесполезно, поэтому решил так и «возить» экипаж под номером 2. В конце концов, это им надо отыгрываться!

content image for: 31610


Но вскоре мы поняли – они хотят сэкономить столько кругов, чтобы не делать потом лишний пит-стоп. Но их планам не суждено было сбыться. Одна из дозаправок у нас прошла быстрее, плюс Лёша проехал «лишние» круги в прекрасном темпе (причём уже без шлема, так как он забыл свой, а взятый напрокат ему сильно давил!), и Диме удалось-таки окончательно оторваться и выйти вперёд!

content image for: 31610


Утром снова пошёл дождь, но это не стало проблемой и даже помогло нам. Узкие штатные шины неплохо справлялись с лужами и колеёй, но ещё лучше было строить траектории так, чтобы избегать самых мокрых участков. А из-за меньшей скорости упал расход топлива, так что по количеству остановок наши соперники преимущества так и не получили.

content image for: 31610


Моя «дождевая» смена обошлась без происшествий, а до финиша оставалось всё меньше и меньше времени. Первый экипаж к тому моменту мы обошли уже на круг, поэтому нас интересовал только один вопрос – будет ли ещё раз останавливаться вторая машина. Как только она свернула на пит-стоп, стало ясно – у нас есть три с половиной минуты преимущества.

content image for: 31610


Главное, чтобы машина не подвела, не взорвалась шина, не «кончился» двигатель за час до финиша. Но всё обошлось без единой поломки. Наша Ibiza ещё и самая целая осталась – улетел только молдинг с лобового стекла после контакта с птицей. У второго экипажа после семи часов (!) в кильватере капот был весь в сколах, «отпескоструило» фары, досталось и лобовому стеклу. Ибица с номером «1» пострадала сильнее, мятое крыло и треснутая фара – результат небольшой ошибки Бори Шульмейстера при въезде на пит-лейн. А ведь каждая пробежала за сутки по 4 тысячи километров со средней скоростью 165 км/ч. Боевая «обкатка»...

content image for: 31610


Последний, 283-й, круг длился вечность. Клетчатый флаг, радостный голос в телефоне, мы выиграли! Но возникло ощущение, что мы выиграли «чужую» гонку. Должны были ехать в хвосте и потом писать о победителях. О дедушке Лесовском, который в день финиша отметил своё 78-летие. О лучшем круге Олега Кесельмана. Или, возможно, о победе экипажа организаторов. У нас и машина была другого цвета, да ещё и пятидверная. Точно, выскочки...

content image for: 31610


И пусть на расшифровку всех данных уйдёт еще недели две-три, пусть мы не знаем, сколько из 12 российских рекордов будет на нашем счету. Но самая очевидная и самая сложная «номинация» – за нами. Это 24 часа, это сутки, это отражение максимальной концентрации всего экипажа. И хотя нас не поздравил никто, кроме нас самих, мы всё равно выиграли эту гонку. Не самую сложную, но пока самую долгую в нашей жизни.

Вадим Гагарин
Фото LAV-productions