Дакар 2010. Итоги

После завершения очередного «Дакара» в команде «КАМАЗ-мастер» традиционно проводится «разбор полетов» анализ всех значимых эпизодов прошедших соревнований.

После завершения очередного «Дакара» в команде «КАМАЗ-мастер» традиционно проводится «разбор полетов» анализ всех значимых эпизодов прошедших соревнований.

- Семен Семенович, после блестящей победы команды на «Дакар-2010» многие заговорили о том, что камазовцы «переросли» своих соперников и теперь просто некому конкурировать с вами на «Дакаре». Вы разделяете эту точку зрения?

- Каждая победа нам дается с большим трудом, а не передается «по наследству» как обладателям чемпионского звания, полученного на предыдущем «Дакаре». В этом году дакаровская трасса была на редкость тяжелой, особенно в сочетании с жарким климатом. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что до финиша доехало менее половины участников соревнований. А ведь многие ставили перед собою цель не только доехать до финиша, но и подняться на подиум.



Трасса оказалась настолько сложной, что не оказалось ни одной команды, которая добралась бы до финиша без потерь. Потери были у всех, кроме нас. Команда «КАМАЗ-мастер» привела к финишу всю тройку боевых автомобилей. Мы не только сохранили технику, но и выдержали тот жесткий темп, в котором проходили соревнования, и заняли два первых места на подиуме. Для этого нужно было, как минимум, иметь хорошо подготовленную технику, опытных специалистов – как в самих экипажах, так и в сопровождении. Но это не говорит о том, что мы чувствуем себя хозяевами дакаровского подиума. Отнюдь. Коварство дакаровской трассы таково, что на ее обочине может оказаться любой из лучших спортсменов. И вы сами видели – на трассе так оно и происходило. На этом «Дакаре» удача тоже не всегда была на нашей стороне. Тот факт, что мы упустили третье место на «Дакаре2010», говорит о многом. Конечно, другие команды потеряли больше. Но и нас форс-мажорные обстоятельства чуть не накрыли с головой, когда, например, возникли проблемы у автомобиля Чагина. К нашему счастью, это произошло на подходе к одному из бивуаков, и Владимиру просто удалось дотянуть до его места расположения.

Так что «Дакар» никому не дает расслабиться. Для его преодоления всегда надо прикладывать неимоверные усилия. Это только кажется, что акробаты под куполом цирка работают легко и непринужденно. На самом деле за этим стоит большой и напряженный труд. Так и у нас – за кадром стоит неимоверно тяжелая работа.



Наши соперники не собираются давать нам спокойно почивать на лаврах. Например, на своем сайте команда «Татры» сегодня разместила заявление, в котором говорится: мы в состоянии выставить на следующем «Дакаре» грузовик, который сможет достойно конкурировать с КАМАЗом. Неужели неуверенные в себе спортсмены стали бы разбрасываться такими словами? Они чувствуют свою силу. И мы чувствуем их силу, поскольку знаем их возможности – технические и спортивные.


- На каждом «Дакаре» вы испытываете на своих автомобилях новые узлы и детали. Вы и на этот раз «экзаменовали» комплектующие?

- Нынешний «Дакар» ничем не отличался от остальных. Мы действуем уже по наработанной схеме. У нас всегда есть детали и узлы, которые впервые проходят испытание «Дакаром» после проверки в других гонках или на стендовых испытаниях. Есть проверенные узлы, которые мы заставляем работать на грани возможностей. Это делается опять же с целью проверки их надежности. Все вместе, в комплексе, и дает нам возможность делать выводы относительно боеспособности тех или иных автомобильных конструкций. После соревнований мы собираем все сведения, полученные на трассе, диагностируем сам автомобиль - выясняем, каким образом он перенес «Дакар» и что еще надо сделать для увеличения его боеспособности и надежности. Каждый год мы приносим в боевые машины что-то новое, видоизменяем их. Вот и сейчас мы ждем возвращение наших автомобилей для того, чтобы сделать полную ревизию и начать готовить их к следующим гонкам.

-А вы знаете, каким составом будете выступать на следующем «Дакаре»?


- Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что наши действующие экипажи, которые из года в год покоряют «Дакар» и привозят оттуда победы, наиболее боеспособные и опытные. Они готовы к любым перипетиям в ходе соревнований. На них всегда можно положиться. Но здесь есть два момента, которые заставляют задуматься над проблемой обновления команды. Первый – здоровье наших испытанных экипажей с годами не становится крепче. К сожалению, после последнего «Дакара» возникли проблемы со здоровьем Ильгизара Мардеева. Он сейчас находится в больнице - дали о себе знать старые раны. Ильгизар - мужественный, волевой человек , завершил «Дакар», как положено. Сделал все, что было необходимо. Но после возвращения домой, пришлось его госпитализировать. Мардееву придется сделать перерыв в работе. Второй момент - выступления одних и тех же камазовских автогонщиков на «дакарах» в какой-то мере не дает развиваться нашей молодежи. А если команда намерена жить и работать еще долгие годы, то ей нужно иметь хорошую скамейку запасных, готовых в любую минуту заменить основных игроков. Мы уже много лет серьезно работаем в этом направлении. У нас есть подготовленные специалисты (и пилоты, и штурманы, и механики), которые показали себя с лучшей стороны в боевых условиях. На них можно делать ставку.

Поэтому 2010 год в кадровом вопросе станет для нашей команды переломным. Сюрпризы в этом плане я вам обещаю.
Например, один из боевых экипажей на следующем «Дакаре» возглавит Эдуард Николаев. В качестве штурмана и механика мы собираемся дать ему опытных людей. У нас есть уверенность, что Николаев со своим экипажем прекрасно справится с поставленными задачами. Эту уверенность нам внушают его успехи на этапах чемпионата России и «Шелковом пути». В его арсенале также два вторых места на «Дакаре» и победа в этом году в качестве механика в экипаже Чагина в Южной Америке. Так что омоложение команды уже началось.

-Технический персонал команды в ходе чествования победителей нередко остается в тени славы пилотов. Кому из механиков вы могли бы сказать спасибо за этот «Дакар»?


- Всем! Вся команда получила высокую оценку во время встречи с Генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Анатольевичем Когогиным. И на собрание команды, которое мы провели по приезду, я поблагодарил всех за хорошую работу. Шла ежедневная тяжелая коллективная работа, связанная не только с физическими и умственными нагрузками, но и с недосыпанием, недоеданием и другими бытовыми проблемами, существующими в полевых условиях. Тяжело было всем. Выделить кого-то очень трудно. Может быть, Михаила Григорьевича Мясоедова - нашего инженера по двигателям. Когда возникла проблема с автомобилями Мардеева и Чагина, он несколько суток просто не спал, занимаясь вышедшими из строя моторами, приводя их в порядок. Благодаря его таланту и золотым рукам мы смогли восстановить двигатели и в конечном итоге победить.

- Вы после того, как побывали в роли организатора международных соревнований, не стали по-другому оценивать работу организаторов «Дакара»?

- Я прошел большую школу в качестве организатора «Шелкового пути» и этот опыт для меня лично бесценен. Когда мы были в Аргентине, я часто слышал хорошие отзывы о «Шелковом пути» от известных спортсменов и от организаторов «Дакара». Горжусь тем, что «Шелковый путь» встал в один ряд с «Дакаром».

Конечно опыт, который я получил на «Шелковом пути», помог мне правильнее оценить ситуацию на «Дакаре». Вспоминаю, что после завершения ралли «Шелковый путь» специалисты А.S.O. , участвовавшие в его организации, задали мне вопрос: какие выводы я сделал для себя после такой титанической работы? Я сказал: «Теперь я никогда не буду критиковать «Дакар». Они, конечно, посмеялись. Но это действительно так – на любом ралли есть ошибки. В одних случаях они бывают значительными, в других - малозаметными. Но они всегда присутствуют. Но надо заметить, что вторая гонка в Южной Америке была организована гораздо лучше первой. Это говорит о том, что в А.S.O. работают настоящие профессионалы, которые на одни и те же грабли дважды не наступают.

- Многих очень интересует – будет ли «Шелковый путь» в этом году?

У меня уже были встречи, связанные с подготовкой «Шелкового пути». Все они направлены на то, чтобы заручиться поддержкой правительства РФ в реализации этого проекта. Достигнуты существенные результаты на этом поприще. Мы имеем подготовленный проект распоряжения Правительства, который был сделан по поручению вице-премьера Правительства РФ Александра Жукова. Но существует и другой вопрос - для проведения такой гонки необходим серьезный бюджет. Для наполнения бюджета у меня есть ограниченный срок – всего два месяца. За это время нужно сдвинуть этот воз с места.

Есть несколько серьезных поводов для проведения ралли «Шелковый путь». Уже первый выпуск гонки пробудил желание участвовать в нем у многих спортсменов - не только в России, но и за рубежом. Если «Шелковый путь» станет традиционной гонкой, то он послужит хорошим толчком для развития автомобильного спорта в России и на всем постсоветском пространстве. Уверен эта гонка не только спровоцирует развитие автомобильного спорта в стране, но и подвигнет российских спортсменов на создание спортивных автомобилей на базе отечественных техники. Учитывая то, что автогонки - не дешевый вид спорта, а готовить импортную технику дороже, чем отечественную, то в использовании отечественных платформ я вижу большие перспективы.

Существенным достижением «Шелкового пути» я считаю и тот факт, что он впервые был организован российским составом, а не приезжими специалистами, которые, как правило, лишь использовали нашу территорию для проведения своих гонок. Сегодня Россия достаточно серьезно работает над тем, чтобы стать спортивной державой: нас впереди ожидают весьма значимые события в этой области - Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи. А если в нашей стране «пропишется» и ежегодная гонка «Шелковый путь», то это, безусловно, увеличит авторитет нашей страны на международной спортивной арене.