Гран-При Великобритании: хет-трик Феттеля

Перед Гран-При Великобритании лидер чемпионата, Дженсон Баттон, делился с журналистами своими планами. Очень уж хотелось британцу выиграть «домашнюю» гонку перед родными трибунами

Перед Гран-При Великобритании лидер чемпионата, Дженсон Баттон, делился с журналистами своими планами. Очень уж хотелось британцу выиграть «домашнюю» гонку перед родными трибунами. Тем более, что база команды Brawn GP находится фактически по соседству с легендарным автодромом Сильверстоун – в Брэкли. Однако в дни Гран-При всё внимание прессы было приковано к другому подданному королевы – Максу Мосли.

Президент FIA затеял нешуточную борьбу с Ассоциацией команд Формулы-1 (FOTA). Мосли, конечно, пошёл было на компромисс – предложил на 2010-й год бюджет в 100 миллионов евро, сохранение термочехлов для шин, подвижных элементов передних антикрыльев и двигателей в спецификации сезона-2009. Но при условии, что в 2011-м команды урежут свои затраты до 45 миллионов. Мосли также подтвердил, что готов отказаться от идеи организации двух классов внутри Формулы-1 в следующем году.

Тем не менее, Макс Мосли в среду подчеркнул, что осталось всего 2 суток на подачу заявки на сезон-2010. Гром грянул в пятницу – FOTA объявила о том, что 8 команд создадут альтернативную серию. FIA отреагировала незамедлительно – подала в суд на FOTA и перенесла срок подачи заявок до окончания судебных процедур. Мосли подлил масла в огонь, заявив, что его уход с поста президента FIA, чего так добивается FOTA, ничего бы не изменил. Поэтому он в октябре собирается вновь выставлять свою кандидатуру на голосование.

Так или иначе, но стороны не смогли договориться. Члены FOTA в один голос заявляют, что идея альтернативного чемпионата – вовсе не блеф и не попытка надавить на FIA. Федерация же обвиняет FOTA в срыве переговоров и нежелании идти на компромиссы. Спорный вопрос будет решаться в среду на заседании Всемирного совета по автоспорту, а в четверг вновь состоится встреча команд, входящих в FOTA. Не исключено, что именно эта неделя станет решающей в противостоянии двух структур.

На фоне политических войн многие подзабыли о спортивной составляющей. А зря – Red Bull привёз на Гран-При Великобритании серьёзно обновлённую RB5. Новое переднее антикрыло, двойной диффузор, изменённая задняя подвеска и капот двигателя повысили эффективность машины. В результате – первые две строчки в протоколах пятничных свободных заездов.

А вот в Brawn GP жаловались, что прохладная погода не лучшим образом подходит для их машин – покрышки не прогреваются до рабочей температуры. Лидер чемпионата сетовал на плохой баланс и невозможность найти правильные настройки. В субботу в очередной раз выстрелил Нико Росберг – он выиграл тренировку, а его партнёр, Казуки Накаджима, оказался вторым. Так что в Williams царило приподнятое настроение.

Накаджима в итоге выиграл даже первый сегмент квалификации, который, помимо этого, запомнился серьёзной аварией Адриана Сутила. Немец на полной скорости (около 300 км/ч) «потерял» свою Force India в повороте Abbey и врезался в отбойник. Сессию остановили за 24 секунды до окончания. К счастью, Адриан не пострадал, хотя машина оказалась разрушена весьма серьёзно, и команда попросила FIA разрешить им использовать новое шасси, чтобы выйти на старт гонки.

Просьбу команды удовлетворили, и в воскресенье Сутил стартовал с пит-лейн. Ещё одним сюрпризом квалификации стал Фелипе Масса. Бразилец в итоге оказался за бортом первой десятки. А «поул» завоевал Себастьян Феттель – для него он стал четвёртым в карьере. На второе место вырвался Рубенс Баррикелло, а вот партнёру Феттеля, Марку Уэбберу, на финальной попытке помешал Кими Райкконен, и австралиец остался лишь третьим. Что касается Накаджимы, то его пятое место стало лучшим результатом за все выступления в Формуле-1. Баттон же оказался только шестым.

Старт никаких изменений в первую тройку не внёс, а вот обе Ferrari, благодаря системе KERS, алыми стрелами прошили пелетон. Райкконен вырвался разом на пятое место, а Масса смог опередить даже Баттона! Правда, Дженсон на втором круге вернул себе позицию, но пилотам Скудерии старт определённо удался.

А дальше всё пошло по привычному сценарию – лидер уверенно отрывался, а преследователи застряли за Рубенсом Баррикелло. Только лидировал на этот раз не Баттон, а Феттель. Первый пит-стоп гонки совершил Казуки Накаджима, подтвердив предположения о квалификации на лёгкой машине. В результате неудачная тактика испортила японцу всю гонку – в начале он шёл на великолепном четвёртом месте, а на финише не попал и в первую десятку.

Преимущество Феттеля было настолько подавляющим, что даже на самой тяжёлой машине в финальном сегменте он выиграл поул, а в гонке поехал на дозаправку, пересидев на трассе всех лидеров. Вернулся из боксов он лидером. Марк Уэббер за счёт грамотной стратегии обошёл Рубенса Баррикелло, а наиболее прозорливым оказался гоночный инженер Фелипе Массы – бразилец после первой волны оказался на 5-й позиции!

А после того, как Феттель показал ещё и быстрейший круг гонки, тут же поползли разговоры о «Большом шлеме» - это достижение пилот получает за победу, поул-позицию, лучший круг и лидирование от старта до финиша. И Себастьян стал бы первым немцем после Михаэля Шумахера, завоевавшим «Большой шлем». Но Марк Уэббер во время второго «окна» дозаправок буквально на пару кругов вышел вперёд.

В итоге – только лишь хет-трик, что, впрочем, тоже Феттеля обрадовало. Ведь главное – это победа. Марк Уэббер дополнил успех Red Bull дублем – австрийская команда больно укусила Brawn GP перед домашней публикой. Едва ли третье место Рубенса Баррикелло утешило Росса Брауна, но хотя бы спасло от чрезмерной потери очков.

А вот за четвёртое место ближе к финишу началась борьба. Масса и Росберг (Фелипе опередил его после второго пит-стопа) выехали на трассу на жёстких покрышках, а идущий шестым Баттон – на мягких. В результате Дженсон отыгрывал от пары Ferrari-Williams порой по полторы секунды на круге! Но реального «рубилова» не произошло – бразильцу и немцу удалось поднять темп и своих позиций они не уступили.

Любопытно, что самые интересные сражения были в хвосте пелетона. Чего только стоила дуэль Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона. Два чемпиона мира менялись позициями, ошибались, теряли места, снова отыгрывались и атаковали друг друга буквально в каждом повороте. А вот для Хейкки Ковалайнена всё закончилось быстро – слишком уж рьяно финн пытался обороняться от Себастьяна Бурдэ и в итоге дело привело к столкновению и обоюдному сходу.

Победа Феттеля сократила его отставание от Баттона до 25 очков. Вроде бы немало, но до конца сезона остаётся ещё девять Гран-При. Следующий этап пройдёт на немецком Нюрбургринге и наверняка Феттелю захочется покрасоваться перед местными болельщиками. Вот только не случилось бы, как у Баттона, иначе об интриге в чемпионате можно будет забыть. А трёхнедельную паузу разнообразят новые сводки с боевых действий между FIA и FOTA.

Результаты Гран-При Великобритании-2009

Лучший круг: C.Феттель - 1:20.735

Положение в чемпионате: Личный зачет

Положение в чемпионате: Кубок Конструкторов