На российском автомобильном рынке нынче полная неразбериха. В декабре-январе производители дружно переписывали прайс-листы, а теперь везде пестрят объявления о специальных акциях. Хочется купить дешевле? Не спешите, ведь не все заманчивые на вид скидки гарантируют выгодную сделку. Чтобы не сделать ошибку, стоит разобраться в ситуации на рынке.
Почти все крупные иностранные производители повысили цены. Но у каждой фирмы есть свои оговорки. Например, многие переписали прайс-лист только на автомобили 2009 года выпуска, а остатки пока распродают по прежним ценам. Так поступили в основном премиум-бренды. При этом, кстати, об индексации объявляют далеко не все. Дело не в скрытности производителей, а скорее в том, что плановые пост-новогодние повышения стоимости машин – вещь, в общем-то обычная. В начале 2008 года цены тоже корректировали, причем тогда рост запросов у некоторых брендов был сопоставим с нынешним.
Но разница с прошлым годом прежде всего заключается в том, что тогда ценовая политика иностранных марок во многом зависела от конкурентов. Сейчас импортеры даже не опасаются стать временно неконкурентоспособными. От этого производителей страхует ситуация на рынке – сегодня массовый клиент еще хорошо помнит прежнюю, стабильную, расстановку сил, а в новой пока не сориентировался.
Иностранных производителей можно грубо разделить на три категории. Первые – те, кто повысил цены еще до известия о повышении пошлин. Они корректировали прайс-листы исключительно из-за финансового положения собственной компании. Например, так поступила фирма Mazda, поднявшая цены в октябре, когда в России о кризисе никто еще не говорил. Компания Toyota, объявившая об индексации в ноябре, действовала, ориентируясь на курс доллара – именно в этой валюте японцы считают свои расходы на транспортировку машин в Россию. Доллар вырос, трат у фирмы стало больше, вот и расценки изменились.
Кстати, концерн Toyota решил проблему кардинально – ожидая дальнейшего падения рубля, японцы решили привязать цены на свои машины к доллару. При этом компания умудрилась даже ловко обойти российский закон, который разрешает вешать на товары исключительно рублевые ценники.
Как удалось легализовать доллар в автосалонах? Да очень просто – дилеры, торгующие автомобилями Toyota и Lexus, теперь вообще не печатают прайс-листы и не выставляют ценники. Самое большее, на что идут продавцы – указывают рублевую «цену на сегодня», которую клиенты даже принимают за спецпредложение. Но на деле никаких особых акций у концерна Toyota нет. Броские ярлыки – просто переведенная в отечественную валюту фиксированная долларовая стоимость машины по текущему курсу ЦБ. Так же поступили в декабре и другие японцы. От курса доллара теперь зависят цены на автомобили Honda и Mitsubishi.
Вторая категория куда более обширная – это те производители, которые поменяли свою стратегию из-за повышения таможенных пошлин. Напомним, с 12 января, импортеры – юридические лица платят государству на 5 процентов больше, чем раньше. Соответственно они и цены подняли на те же 5-10 процентов. Так поступили почти все марки, кроме тех, кто уже поменял расценки. Ну и за исключением трех-четырех брендов, решивших не торопиться.
В любом случае пошлины не могут повлиять на стоимость автомобилей, произведенных в России. И как в декабре долларовая индексация не коснулась седана Toyota Camry, сделанного в Шушарах под Санкт-Петербургом, так в январе пошлины не затронули прайс-листы на Ford Focus из Всеволжска и Skoda Octavia из Калуги.
С февраля пошла третья волна повышения цен. И под прицелом сейчас – отечественные автомобили. Собранный у нас Фокус, как и все автомобили Ford, подорожает на 2 процента. И ведь это вдогонку к тем 5 процентам, на которые концерн уже поднял цены с января. АвтоВАЗ тоже решил не отставать от иностранных коллег – свою продукцию тольяттинский автозавод теперь оценил на 2,5 процента дороже. Что, пошлины? Или доллар?
Рост цен на продукцию отечественного производства – это уже банальная инфляция. И если курс доллара наш Центробанк кое-как научился временно замораживать, да и пошлины – катастрофа разовая, то с уже запущенным инфляционным механизмом справиться не так просто. Впрочем, насчет перспектив существуют два прямо противоположных мнения.
Одни утверждают, что производители продолжат поднимать цены. Следующая индексация может произойти в марте-апреле. В пользу этой версии высказываются эксперты агентства «Автостат», которые считают, что в среднем в 2009 году рублевые цены могут вырасти даже в 1,5-2 раза.
Аргументы простые – укрепление доллара, пошлины, сложное финансовое положение автопроизводителей. Версию кое-как подкрепляет тот факт, что в феврале компании начали уже повторно переписывать прайсы – так сделал не только Ford, но и Citroen.
Другой прогноз – весной цены на иномарки рухнут. В этом уверены, например, аналитики компании «Метрополь». Объемы предполагаемого падения, однако, они не в состоянии предсказать. В пользу этой версии говорит то, что автопроизводители уже сейчас столкнулись с трудностями перепроизводства – спрос резко падает и выпущенные еще в октябре машины до сих пор стоят на складах.
Заодно стимулировать сброс цен может и решение Путина выдавать гражданам льготные кредиты на покупку машин стоимость до 350 тысяч рублей. Кому не захочется получить сотни новых субсидированных правительством клиентов? А нужно всего-то опустить цены на минимальные комплектации автомобилей.
Однако пока аналитики думают, компании продолжают угрожать дальнейшим повышением расценок. И многие заманивают клиента разнообразными спецакциями. Придумывают, кто во что горазд. Отдельные компании нынешними скидками даже компенсируют повышение цен, предлагают автомобили, фактически, по осенней или даже летней цене. Например, до середины февраля та же Mazda дает скидки от 15 процентов на модели Mazda3, Mazda6, CX-7 и CX-9.
Компания Nissan до апреля предлагает 6-процентный сейл. Таким образом, стоимость всех моделей этой фирмы сейчас такая, как до индексации. Концерн General Motors, автомобили которого подорожали от 2 до 10 процентов, тоже отважился на скидки. Например, машины марки Opel до середины февраля можно купить на 5-10 процентов дешевле заявленной стоимости. Впрочем, выгоду сулят не все модели: некоторые даже со скидкой стоят значительно дороже, чем осенью.
Хотя вот на новый кроссовер Antara предлагают 20-процентный сейл. Эта акция перетасовала все карты GM и «откатила» Антару до уровня ее одноплатформенника Chevrolet Captiva. Смотрите сами – официальный прайс на Antara: от 997000 рублей, а на Captiva – от 883000. С учетом же текущих скидок Opel будет стоить 752000, а Chevrolet – 763000 рублей. Неожиданное равенство!
Кстати, Chevrolet предлагает 30-тысячную скидку на модель Lacetti – предложение тоже действует до середины февраля. А на внедорожники TrailBlazer и Tahoe сейл объявлен аж до апреля: -170 и -250 тысяч рублей соответственно.
Официальный импортер автомобилей Mitsubishi, компания Рольф, объявила бессрочную спецакцию, предложив скидку в 10 процентов на любой автомобиль. Звучит красиво, но скидка дается от рублевой цены на день покупки. А доллар-то растет. Поэтому нынешняя акция не компенсирует декабрьское 10-процентное повышение.
Остальные иностранные бренды или ограничиваются скромными подарками – например, Honda раздает покупателям бесплатные комплекты зимней резины – или позволяют организовывать спецакции своим дилерам. Так некоторые продавцы автомобилей Lexus по собственной инициативе зафиксировали курс доллара на уровне 28 рублей. Покупателю флагманской модели Lexus LS460, таким образом, машина обойдется на 1,4 млн рублей дешевле, чем она стоила бы в пересчете с текущего курса ЦБ.
Дилеры компании Ford предлагают в подарок наборы опций, впрочем, далеко не на все автомобили. К тому же стоимость опций не компенсирует повышение цен. Продавцы машин Hyuindai, Peugeot и Suzuki заманивают клиентов лозунгами «КАСКО в подарок». Впрочем, такие акции в России уже не новость. Но даже этим банальным предложением производители словно намекают – бегите покупать, а то будет поздно. Блеф это или нет – покажет только время.
*Скидки и акции, объявленные представительствами, действуют на всей территории России. Предложения по конкретным моделям уточняйте у импортеров и официальных дилеров.
Российский рынок автомобилей сейчас лихорадит не хуже, чем фондовый. Кто-то, купив машину сегодня, завтра узнает, что оказался в выигрыше. А кто-то, наоборот, польстившись на нынешнюю спецакцию, упустит будущую – еще более выгодную.
Единственный выход в этой ситуации – изучать предложения производителей и дилеров как можно тщательнее. Если решили покупать, уточните, не заявил ли производитель о грядущей спецакции? Или, наоборот, может уже завтра приглянувшаяся машина подорожает? Придя к дилеру, напомните менеджеру об объявленной скидке (бывают случаи, что продавцы «забывают» предписания представительства или пытаются подменить предложение компании собственной акцией, менее выгодной). Главное – внимательность, ведь ситуация на рынке меняется каждый день.